В России в 2019 г. продано 30 млн смартфонов на 495 млрд руб. За прошлый год рынок в натуральном выражении вырос на 1%. В позапрошлом году рост составил 3%. Розничные сети, предвидя снижение клиентских потоков, расширяют ассортимент, меняют форматы, открывают кобрендинговые салоны и делают приоритетной продажу финансовых продуктов и цифровых сервисов.
© ComNews
05.03.2020

По данным аналитиков МТС, в 2019 г. на розничном рынке продаж смартфонов были наиболее заметны три тенденции: увеличение срока пользования гаджетом; апгрейд смартфонов при помощи современных аксессуаров и снижение трафика покупателей в салонах.

По данным МТС, срок пользования смартфоном вырос в среднем до 30 месяцев с 24 месяцев годом ранее. Новые флагманские модели не предоставляют пользователям принципиально новых возможностей при применении наиболее популярных цифровых сервисов. Смартфоны, выпущенные в 2017 г. и 2018 г., справляются с видеостримингом, онлайн-играми, социальными сетями, мессенджерами и другими популярными приложениями.

По информации оператора, продажи современных аксессуаров для смартфонов в 2019 г. по сравнению с 2018 г. выросли в натуральном выражении на 5%. Главный аксессуар 2019 г. - беспроводные наушники, продажи которых по сравнению с 2018 г. в натуральном выражении выросли более чем в три раза. Средняя цена беспроводных гарнитур снизилась до 8100 руб. с 9700 руб.

Вторым по популярности аксессуаром, который работает в связке со смартфоном, стали умные часы, продажи которых выросли в 2019 г. на 66% по сравнению с 2018 г.

Видя снижение трафика покупателей в салонах, розница пытается привлечь пользователей с помощью отправки посылок, получения заказов маркетплейсов, продажи лотерейных купонов и авиабилетов, перевода денег на банковские карты через кассу, продажи услуг по страхованию, установки кофеен.

В розничной сети МТС в 2019 г. количество проданных смартфонов в натуральном выражении снизилось на 1,9% по сравнению с 2018 г. Снижение объемов в натуральном выражении оператор связывает с сокращением во второй половине года сети салонов на 200 точек продаж.

По итогам 2019 г. более миллиона клиентов МТС пользуются конвергентными продуктами, которые объединяют в различных сочетаниях мобильные, фиксированные и телевизионные сервисы. Каждый третий абонент МТС, в дополнение к традиционным продуктам, пользуется как минимум одним, а чаще несколькими нетелекоммуникационными сервисами. Продажи IoT-устройств в розничной сети МТС за год увеличились почти в четыре раза.

Аналитики розничной сети МТС прогнозируют, что в 2020 г. объемы продаж смартфонов останутся на уровне прошлого года, в то время как тренд на увеличение продаж аксессуаров станет еще заметнее в результате выхода большого числа новых доступных моделей и роста отдельных категорий, в том числе умных колонок с голосовыми ассистентами и датчиков для умного дома.

По словам представителя "Билайна" (ПАО "ВымпелКом") Сергея Рогачева, использование партнерского формата стало одним из главных трендов прошлого года. Основная задача партнерств - расширить спектр предлагаемых услуг и увеличить трафик в магазины. "На конец декабря 2019 г. с нами работало 45 партнеров. "Билайн" открыл более 220 партнерских зон (вместе с такс-фри) и более 1300 пунктов выдачи заказов покупок из интернет-магазинов", - сказал Сергей Рогачев.

В прошлом году каждый пятый девайс в "Билайне" покупали с партнерским сервисом. По данным оператора, во втором полугодии 2019 г. трафик в партнерские зоны вырос на 50% по сравнению с первым полугодием прошлого года и составил более 1 млн. Из них в кофе-корнеры пришло около 400 тыс. посетителей. Количество чеков, которые содержали кроме SIM-карты еще и партнерский сервис, в IV квартале 2019 г. выросло в два раза по сравнению с I кварталом.

"Срок службы смартфонов вырос, что замедлило темпы их продаж. Тем не менее в 2019 г. клиенты "Билайна" купили на 9% больше смартфонов, чем в позапрошлом году. Такая динамика обусловлена, в частности, активным ростом продаж смартфонов в первой половине 2019 г.", - поделился подсчетами оператора Сергей Рогачев.

В "М.Видео-Эльдорадо" продажи смартфонов в прошлом году выросли на 19% в штуках и 17% в деньгах. По оценке ретейлера, укреплению позиций группы способствовало расширение телеком-ассортимента, предзаказы на новинки и формат цифровых бутиков. В прошлом году количество магазинов ретейлера превысило тысячу, а число бутиков (m_mobile) выросло втрое - до 19.

На российском рынке срок замены смартфонов увеличивается до двух-двух с половиной лет, говорит представитель "М.Видео". Этому способствует популярность более функциональных и производительных моделей стоимостью в диапазоне 10-20 тыс. руб., а также флагманов от 50 тыс. руб.

"Как результат, средняя цена смартфона увеличилась на 1000 руб. и составила 16,5 тыс. руб. Среди технических характеристик увеличилась доля смартфонов с основной камерой от 16 МП, а также тремя и четырьмя модулями, продолжает расти популярность устройств с диагональю от 6 дюймов и моделей с оперативной памятью более 128 Гб", - рассказал представитель "М.Видео-Эльдорадо".

По оценке группы, 70% смартфонов на рынке имеют возможность биометрической аутентификации. Каждый второй девайс оснащен модулем NFC для бесконтактной оплаты.

Сегмент наушников за 2019 г. у ретейлера увеличился на 54% в деньгах, что связано с растущей популярностью bluetooth-моделей. Спрос на носимые устройства вырос более чем на 80% в денежном эквиваленте. Наибольшей популярностью пользуются фитнес-трекеры благодаря более низкой стоимости и набору необходимых функций. Среди смарт-часов позитивную динамику демонстрируют часы с GPS и кнопкой SOS для детей, спортивные и fashion-модели.

Выручка от продаж смартфонов в салонах Tele2 выросла на 23% по итогам 2019 г. "Самыми продаваемыми устройствами остаются гаджеты Samsung, Huawei, Xiaomi. Средний чек от продаж оборудования в розничной сети Tele2 увеличился на 40%, что обусловлено выбором покупателей в пользу более мощных устройств", - рассказала пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова.

По ее словам, по мере насыщения рынка более современными устройствами абоненты не стремятся менять смартфоны часто и пользуются ими по нескольку лет. "Исключение составляют поклонники премиум-брендов, которые привыкли покупать каждый новый релиз устройств", - добавила представитель Tele2.

Новости из связанных рубрик