АНО "Цифровая экономика" одобрило Концепцию правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники (ИИ и РТ). Проект концепции утвердили на рабочей группе "Нормативное регулирование цифровой среды". На следующей неделе документ направят в Минэкономразвития, а далее на согласование в остальные министерства.

© ComNews
23.04.2020

В России применение технологий ИИ и РТ де-юре никак не регулируется. Авторы концепции рассчитывают создать такие законодательные основы. Согласно принципам концепции, развитие ИИ и РТ должно основываться на базовых этических нормах, соответствовать требованиям безопасности, не допускать манипуляций общественным поведением, ориентироваться на благополучие человека и им контролироваться. К 2024 г. документ предусматривает создание мер финансового стимулирования развития ИИ и РТ, механизмов упрощенного внедрения этих технологий, а также совершенствование в них оборота данных.

Председатель совета директоров 3iTech Алексей Любимов считает, что создание правовых актов, регламентирующих использование технологий, - свидетельство зрелости отрасли. Нейросети и другие интеллектуальные технологии применяются практически везде, имеют дело с биометрическими данными людей, медицинской информацией, банковской и государственной тайнами.

"Риски растут. Цена ошибки может оказаться очень высокой. Это требует распределения ответственности между разработчиками, эксплуатантами, потребителями умных сервисов", - поддерживает инициативу эксперт.

Руководитель направления центра компетенций по банковским технологиям "Техносерва" Михаил Андреянов убежден, что степень интеллектуальности ИИ и робототехники сильно преувеличена. По его мнению, преждевременно воспринимать эти сложные алгоритмы как сознательную единицу или субъект права.

"И то, и другое - классические программно-аппаратные комплексы, поэтому и производитель, и пользователь несут при применении данных технологий ту же степень ответственности, что и при использовании классического ПО", - напоминает представитель "Техносерва".

Юристы с ним не согласны. Как считает управляющий партнер Axis Pravo Алексей Сулин, прежде всего необходимо решить вопрос о правовой сущности ИИ. "Отличительная черта искусственного интеллекта - его автономность. Пока юристы не пришли к единому мнению, должен ли искусственный интеллект выступать объектом или субъектом права. Именно урегулирование этого вопроса должно стать самым важным сейчас", - сказал эксперт.

Генеральный директор ИВК Григорий Сизоненко говорит, что для начала необходимо создать регуляторные механизмы для развития российской технологической платформы ИИ и робототехники. Ее фундаментом служит технологическая пара "процессор - операционная система". "Оба эти элемента должны создаваться и развиваться отечественными разработчиками. В противном случае, строя инновационные решения в сфере искусственного интеллекта и робототехники на базе импортных процессоров и ОС, мы будем усиливать свою технологическую зависимость от зарубежных вендоров и воли их правительств", - предостерегает представитель ИВК. По его оценке, есть реальный риск, что технологической базой станут продукты Intel и Microsoft, поэтому идея технологической независимости должна быть в основе разрабатываемой сейчас стратегии развития отрасли информационных технологий до 2036 г.

По словам генерального директора CleverDATA (входит в группу "Ланит") Дениса Афанасьева, наиболее актуальные проблемы в части ИИ и роботизации - оборот и использование данных и автономный транспорт. Законы ускорят процесс введения таких технологий повсеместно. Специалист ожидает, что все необходимые акты примут за пару лет.

"В первую очередь необходимо разрабатывать законы для тех технологий, которые готовы к промышленному внедрению, то есть для беспилотных автомобилей, а также обеспечить доступ разработчикам ИИ к обезличенным персональным данным для обучения нейросетей на живых массивах данных, которые находятся в руках госорганов", - уверен эксперт по интеллектуальным системам компании Huawei Никита Солодун.

Исполнительный директор НАУРР Алиса Конюховская отмечает, что отдельно нужны меры для стимулирования робототехники в целом, субсидии, налоговые послабления ключевым компаниям на рынке.

"В промышленной робототехнике нет необходимости что-то дополнительно регулировать. Хватает существующих норм. Нужно регулировать роботов в логистике вне помещений. Например, роботов-курьеров", - сказала она. Чтобы такие технологии применять, нужно адаптировать правила дорожного движения, устанавливать правовой статус беспилотных и мобильных платформ.

Руководитель центра компетенций искусственного интеллекта и машинного обучения компании "Крок" Мария Сибирцева надеется, что принятие принципов правового регулирования ИИ и робототехники станет базисом для развития стимулирующего законодательства для отрасли, а также поможет в ситуациях, неоднозначно урегулированных действующими законами. В контексте будущих норм, на ее взгляд, стоит уделить внимание четким определениям, что относить к ИИ и роботам.

Владелец "Катков и партнеры" Павел Катков наблюдает, что правовое регулирование технологий всегда отстает от инноваций. "Утвердить принципы правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники - по-настоящему визионерский подход к делу. Даже в юридической практике мы уже работаем на стыке технологий и права: используем для распознавания и пресечения контрафакта в интернете технологии машинного взаимодействия, нейросетей, сложный анализ веб-сайтов и алгоритмы самостоятельной работы с ними наших мониторинговых машин", - рассказывает юрист.

Специалист уверен, что лучше утвердить принципы права сейчас, создать основу для регулирования, чтобы быть готовыми к будущим искам.

Новости из связанных рубрик