И грянул гром

13.07.2020

Переход на удаленный режим работы приводит к тому, что сотрудники в самом прямом смысле теряются из вида у руководства. В итоге традиционные методы контроля перестают работать. Также начинают сказываться и другие факторы, например, возникают проблемы с самодисциплиной или растет давление со стороны членов семьи. Все это не лучшим образом сказывается на результатах работы.

Пандемия способствовала тому, что всех, кого только можно, компании переводили на удаленный режим. Работать в прежнем режиме было нельзя из-за установленных властями ограничений и очевидных рисков, связанных с возможностью заражения плохо изученной и опасной инфекцией. Как показало исследование The Bell и Levada Lab, проведенное в апреле 2020 года, спустя две недели после начала карантина, в прежнем режиме работало лишь 7% опрошенных. Однако для большей части компаний переход на удаленную работу прошел без серьезных последствий. Как показывают результаты масштабного опроса SAP и "Работа.ру", значительное снижение производительности труда после начала пандемии было отмечено лишь в 4% российских компаний.


Тем не менее, обозначился целый комплекс проблем, которые мешают переходу на удаленный режим. Много сложностей был связано с тем, что работа в удаленном режиме была плохо обеспечена с законодательной точки зрения.

Неорганизованность и прочие сложности

Как показывает практика, технические аспекты перехода на удаленный режим вызывают не так много сложностей. Так, заместитель генерального директора по автоматизации ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Дмитрий Москович, делясь опытом перевода компании на удаленный режим, заявил, что все технические задачи были решены за один рабочий день. А вот устранить проблемы с самодисциплиной и концентрацией на решении рабочих задач сотрудников, которые оказались дома, оказалось намного сложнее.

Заместитель генерального директора по автоматизации ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Дмитрий Москович рассказал, что все технические задачи по переходу на удаленный режим были решены за один рабочий день, а проблемы с самодисциплиной и концентрацией сотрудников на решении рабочих задач устранить оказалось намного сложнееБолее того, и дисциплинированные сотрудники становились источником проблем. Как показало исследование ООО "Стахановец", две трети нецелевых активностей при работе в удаленном режиме направлены на получение дополнительного заработка, часто в ущерб основному работодателю. "Почти в половине случаев – 43% – сотрудники, которые решились на подработку без отрыва от производства, идут по пути наименьшего сопротивления и продают результаты своего труда: документы, алгоритмы, лучшие практики, разработанные для нынешнего работодателя и применяемые у него. В материалах, которые пересылают на сторону, могут оставаться критически важные данные. Из-за такой утечки может сорваться сделка или нарушится договоренность клиента и исполнителя о неразглашении. Без радикального решения проблема утечек из-за подработок никуда не денется даже после окончания карантина", – прокомментировал результаты исследования сооснователь ООО "Стахановец" Михаил Яхимович.

Часто снижение производительности вызвано и вполне объективными причинами, а не только недисциплинированностью или сложностями с концентрацией на рабочих задачах. Региональный директор Intel в России Наталья Галян на виртуальном форуме SAP NOW обратила внимание на то, что даже в крупных компаниях возникали сложности с тем, чтобы организовать работу большого количества сотрудников и обеспечить на должном уровне их поддержку. Эта проблема считается одной из главных и многими другими специалистами в области ИТ и ИБ. Работу служб технической поддержки во многих компаниях пришлось перестраивать буквально на ходу.

В наиболее сложном положении оказались, как подчеркнул президент АО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Кузяев на форуме SAP NOW, компании сегмента СМБ: треть из них даже в середине апреля просто не знала, как им работать. Подобная ситуация была характерна не только для российских организаций.

Сложностью стало и то, что у значительного количества семей или вообще нет компьютера, или он один на всех. В условиях, когда на удаленный режим перевели учебные заведения, это стало дополнительным вызовом.

Для крупных корпораций ситуация усугублялась тем, что тендерные процедуры по закупке оборудования, которые обязательны для компаний с государственным участием, часто невозможно провести быстро. Именно на это обстоятельство обратил внимание Дмитрий Москович. Особенно остро данная проблема встала в условиях, когда на рынке возник дефицит ноутбуков, а восполнять товарные запасы дистрибьюторам было просто неоткуда из-за закрытых границ. Впрочем, карантин подпадает под определение форс-мажора, что создает ряд лазеек, позволяющих проводить тендерные процедуры в упрощенно режиме.

В режиме изоляции выяснилось, что у значительного количества сотрудников уровня компьютерной грамотности не хватало на то, чтобы использовать сервисы и платформы, необходимые для удаленной работы и учебы. По результатам опроса, проведенного аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), с этой проблемой столкнулись 6% респондентов. Необходимость осваивать новый инструментарий для общения стал проблемой и для участников опроса The Bell и Levada Lab.


Руководитель блока информационных технологий ПАО "Интер РАО", член правления Ассоциации "Цифровая энергетика" Дмитрий Алтухов в своем выступлении на Форуме "ИТ и цифровые технологии в ТЭК: вызовы и уроки COVID-19" также отметил низкий уровень цифровой культуры. Это выражается, в частности, в массовом использовании нелицензионного ПО с одной стороны и игнорировании базовых норм цифровой гигиены с другой.

Цифровизация и опыт

В более выгодном положении оказались те компании, которые дальше других продвинулся по пути цифровизации.

Заместитель директора центра компетенций по информационной безопасности ООО "Техносерв" Денис Шмырев отметил, что можно выделить две категории заказчиков: первые — это компании, в которых процедуры удаленной работы уже выстроены, но они столкнулись с потребностью в резком масштабировании инфраструктуры, вторая категория — это компании с невысокой зрелостью или те, в которых удаленная работа в целом не предусматриваласьПо наблюдениям заместителя директора центра компетенций по информационной безопасности ООО "Техносерв" Дениса Шмырева, подавляющее большинство компаний-заказчиков обратились к интегратору за помощью как минимум за неделю до объявления режима нерабочих дней. В экстренном режиме технические мероприятия по переводу сотрудников на удаленный режим проводили не более 10% клиентов "Техносерва". Денис Шмырев разделил заказчиков, обратившиеся к интегратору, на две большие категории: "Первая — это компании, в которых процедуры удаленной работы уже выстроены, но они столкнулись с потребностью в резком масштабировании инфраструктуры, обеспечивающей удаленный доступ к ресурсам. Вторая категория — это компании с невысокой зрелостью с точки зрения ИТ-инфраструктуры или компании, в которых удаленная работа в целом не предусматривалась. Они столкнулись с ситуацией, когда необходимо решить точечную задачу по организации удаленной работы быстро и на короткий срок (на время нерабочих дней) без больших затрат".

Важным моментом было и то, что в компаниях, которые далеко продвинулись в цифровизации, уже было практически все, что нужно для того, чтобы обеспечить работу сотрудников вне офиса. Такой подход изначально использует международный производитель пищевых продуктов, бытовой химии и косметики Unilever, в том числе и его российский филиал. Там задолго до коронакризиса в таком режиме работало до половины офисного персонала.

В выгодном положении оказались также те компании, где для организации рабочих мест использовалась инфраструктура виртуальных рабочих столов (Virtual Desktop Infrastructure, VDI). Так, директор по информационным технологиям АО "Системный оператор Единой энергетической системы" (СО ЕЭС) Глеб Лигачев, выступая на Форуме "ИТ и цифровые технологии в ТЭК: вызовы и уроки COVID-19" обратил внимание на то, что именно VDI позволила использовать для организации рабочих мест личные устройства сотрудников, а также маломощные нетбуки, которыми оснащались те, у кого их не было вовсе или ими было невозможно пользоваться в рабочее время.

Вице-президент по цифровизации инжинирингового дивизиона Госкорпорации "Росатом" Ольга Толстунова также назвала использование технологии VDI залогом успеха быстрого перевода на удаленный режим 10 тысяч сотрудников компании в течение очень короткого периода. Хотя при этом пришлось перенести часть информации из закрытого контура в открытый.


Директор по развитию продуктов ОАО "МТТ" Александр Николаев отметил, что в более выгодных условиях оказались предприятия, которые активно использовали облачные сервисы до коронакризиса. "Облачные технологии уже достаточно прочно вошли в нашу жизнь. Есть компании, которые все держат в облаке и поэтому для них переход стал еще проще. Ведь облака позволяют работать с любых устройств из любых мест", – отметил он.

Впрочем, использование облаков приносит и немало проблем. Так, по итогам 2019 года облачные сервисы, по данным мониторинга InfoWatch, оказались главным каналом утечек данных из компаний и госучреждений как в мире, так и в России. При этом, по оценке консультанта по информационной безопасности Palo Alto Networks Дениса Батранкова, которую он высказал на цифровом форуме ComNews "Безопасность удаленной работы: соблюдай дистанцию – оставайся под защитой", облачные сервисы используют даже в тех компаниях, где это прямо запрещено регламентами и политиками, и этот факт часто становится для ИТ- и ИБ-подразделений неприятным сюрпризом.

После карантина

Как показывают результаты многочисленных опросов, подавляющее большинство компаний планируют вернуться к докризисному режиму работы. По данным НАФИ, это планирует сделать 82% опрошенных руководителей. Удаленный режим, по мнению работодателей, привел к снижению дисциплины и потере эффективного управления (как правило, из-за нарушения механизмов коммуникации), и, как следствие, падению производительности труда.

По данным опроса НАФИ, лишь 7% компаний планирует сохранить удаленный режим работы. Тем не менее, разного рода смешанные формы считает приемлемыми от 20% до 25% компаний. Среди подразделений, сотрудников которых планируется переводить на удаленный режим, чаще всего назывались ИТ-поддержка (26%), юридические службы (22%), ИТ-разработка (20%), бухгалтерия (17%), маркетинг (13%).

При этом потери производительности труда компенсируются увеличением рабочего времени, что вызывало среди сотрудников недовольство. В этой связи Денис Шмырев, что не случайно, что часто при переходе на удаленный режим ставилась задача обеспечения возможности быстрого и дешевого выхода из проекта. "Для ряда компаний наиболее предпочтительным решением стало предоставление платформы по программе подписки. Услуга "виртуального офиса" объединяет рабочее пространство пользователей, сервисы по совместной работе с документами и файлами, виртуальные комнаты переговоров. Это позволяет в короткий срок решить задачу организации удаленной работы, сократить бюджет на капитальные затраты, а впоследствии, при переходе на традиционный режим работы, одномоментно отказаться от сервисов", – говорит представитель "Техносерва".


Однако не все так однозначно. Так, партнер Kontakt InterSearch Russia, руководитель проекта YounGo Анастасия Стасева считает, что удаленная работа, наоборот, позволила выявить сотрудников с низкой эффективностью. "Переход на удаленный режим подсветил тех, кто умел изображать вид бурной деятельности в офисе, фактически не демонстрируя реального результата. В удаленной коммуникации остается выжимка из самых главных рабочих вопросов, по которым легче оценить реальную вовлеченность сотрудника в исполнении его функций. Таким образом, текущий опыт позволит скинуть балласт, который есть практически у каждой компании", – считает она.

Многие компании останавливает от возвращения в офисы необходимость выполнять обременительные и дорогостоящие меры, предписанные Роспотребнадзором. Многие опасаются второй волны COVID-19, с которой уже столкнулись в Израиле, Иране, Китае, Южной Корее, Молдавии, Новой Зеландии, США и на Украине.

Мэр Москвы Сергей Собянин, ил-дархан Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев и главы других российских регионов настоятельно рекомендуют не спешить с возвращением к прежнему режиму работы. В итоге целый ряд компаний, среди которых "Авито", Qiwi и Mail.Ru Group, объявили, что для их сотрудников удаленный режим продлится как минимум до 1 сентября. Группа НЛМК, Альфа Банк и Тинькоф Банк не планируют возвращать персонал в офисы до конца года. А "Газпром нефть", "Фосагро", Загорский трубный завод и "Яндекс" задумываются над тем, чтобы на постоянной основе перевести по крайней мере часть персонала на удаленный режим.


Переход на постоянный удаленный режим работы видится некоторым корпорациями инструментом для внедрения проектного формата работы и созданию инновационной культуры. Так, Facebook планирует перевести на удаленный режим половину сотрудников. Аргументом "за" является и тот факт, что многие сотрудники живут далеко от места работы и успевают устать уже до начала рабочего дня, что самым пагубным образом влияет на производительность труда. Дмитрий Артюхов обратил внимание и на то, что представители поколений Y, Z и α, которые уже в скором времени будут составлять большинство сотрудников, лучше работают как раз в удаленном режиме.

Руководитель центра стратегии и развития производства ООО "Газпромнефть-Нефтесервис" Владимир Чижиков заявил, что переход на удаленный режим позволил его компании отказаться от одного из офисных зданий, и в целом массовый переход на удаленный режим привел к заметному снижению ставок аренды на офисные площадиДля многих компаний серьезной статьей расходов являются затраты на аренду офисной недвижимости. Переход на удаленный режим позволяет ее заметно снизить. Например, руководитель центра стратегии и развития производства ООО "Газпромнефть-Нефтесервис" Владимир Чижиков заявил, что переход на удаленный режим позволил его компании отказаться от одного из офисных зданий. И в целом массовый переход на удаленный режим привел к заметному снижению ставок аренды на офисные площади, так что выигрыш оказался даже более чем двухкратным.

Не исключено, что вторая волна пандемии также потребует серьезных изменений в организации офисных пространств. "Плотная рассадка и open space могут увеличивать риск передачи инфекции. Соответственно, внедрение зонирования в офисах и предоставление сотрудникам возможности выбора рабочего места может стать инструментом адаптации компаний к новой реальности", – отмечают в агентстве коммерческий недвижимости Cushman & Wakefield. В итоге, по прогнозу главы департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Натальи Никитиной, компаниям все равно придется переводить сотрудников на удаленный режим. По ее оценкам, будут работать из дома до четверти персонала.


Также появляется запрос на средства контроля заполнения офисных пространств и то, насколько своевременно проводится их обработка (уборка, дезинфекция). Как отметил руководитель подразделения Cisco по продвижению технологий для совместной работы в России Максим Репин, такие функции были интегрированы в сервис видеоконференций Webex. Правда, их можно задействовать только при условии того, что в качестве клиентов применяются аппаратные видеотерминалы Cisco.

Переход на удаленный режим для ряда компаний стал также способом решения застарелой проблемы дефицита кадров. Именно это, как отметил Андрей Кузяев, стало главной причиной перевода части персонала "ЭР-Телеком Холдинга" на удаленный режим еще до пандемии. Именно возможность удаленной работы позволяет привлекать кадры из других городов и даже стран, а также дает конкурентное преимущество перед другими местными игроками. Активно привлекать региональные кадры также планирует интегратор "КРОК". Да и мотивы руководства Facebook по переводу на удаленный режим связаны с тем, чтобы привлекать больше сотрудников, которые живут вне Кремниевой долины, где высокая стоимость жизни диктует соответствующий уровень заработной платы.


Наконец компаниям по всему миру пришлось сделать в организацию удаленной работы довольно серьезные инвестиции. И отказаться от созданной с таким трудом инфраструктуры мало кто осмелиться.

Как показало исследование, проведенное сообществом Digital Leader с участием "КРОК", IDC, Pricewaterhouse Coopers, через 10 лет удаленно будет работать как минимум половина сотрудников. И технологический задел для этого уже создан. По мнению респондентов, этому будут способствовать распространение решений для поддержки удаленной работы (включая те, что содержат встроенные средства контроля эффективности сотрудников), систем искусственного интеллекта и машинного обучения, виртуальной и дополненной реальности и информационной безопасности.


Есть примеры того, когда переход на удаленный режим приносил положительные результаты. Так, в Газпромбанке отметили некоторое увеличение производительности труда. Как отметил исполнительный директор департамента банковского сопровождения контрактов АО "Газпромбанк" Антон Никифоров, снизилось время прохождения документов. Констатировали увеличение производительности труда и в "Газпром нефти". А Евгений Касперский на онлайн-конференции Kaspersky ON AIR отметил, что после перехода на дистанционный режим работы процесс разработки ускорился в среднем на 10%.