"Яндекс" закончил II квартал 2020 г. с чистым убытком в размере 3,7 млрд руб. Однако общая выручка не снизилась в сравнении с аналогичным кварталом прошлого года, несмотря на заметное (15%) падение выручки от интернет-рекламы.
© ComNews
29.07.2020

"Яндекс" опубликовал финансовые результаты за II квартал 2020 г. Консолидированная выручка компании составила 41,4 млрд руб., а скорректированная чистая прибыль - 1,9 млрд руб. Чистый убыток "Яндекса" во II квартале 2020 г. составил 3,7 млрд руб., II квартал прошлого 2019 г. "Яндекс" завершил с чистой прибылью в размере 3,6 млрд руб.

Консолидированная выручка "Яндекса" в сравнении с результатами II квартала 2019 г. не изменилась, в то время как скорректированная чистая прибыль за год снизилась на 67%.

Отрицательная рентабельность по чистой прибыли составила -8,8%, а отношение скорректированной чистой прибыли к выручке - 4,6%.

Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) во II квартале 2020 г. составила в среднем 59,6%. Во II квартале 2019 г. она составляла 56,9%, а в I квартале 2020 г. - 58,1% (по данным аналитического сервиса "Яндекс.Радар"). Количество поисковых запросов увеличилось по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2019 г. на 29%. Количество платных кликов на сайтах "Яндекса" и на сайтах рекламной сети "Яндекса" выросло в совокупности на 22% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2019 г. Средняя цена за клик снизилась на 30% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2019 г.

Скорректированный показатель EBITDA (adjusted EBITDA) снизился по сравнению с итогами II квартала 2019 г. на 35% до 8,5 млрд руб., а отношение скорректированного показателя EBITDA к выручке равно 20,5%.

В отчете "Яндекса" сказано, что скорректированные чистая прибыль и показатель EBITDA не включают расходы, связанные с изменениями в структуре управления компании, произошедшие в конце 2019 г. Дополнительно из скорректированной чистой прибыли исключены расходы на обслуживание долга по конвертируемым облигациям с погашением до 2025 г., выпущенным в I квартале 2020 г.

Выручка сегмента "такси" увеличилась на 42% год к году при падении числа поездок на 6%. Основными драйверами роста стали сервисы доставки еды "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Лавка", а также логистические сервисы B2B. Количество заказов в проекте "Яндекс.Еда" удвоилось год к году, а "Яндекс.Лавка" показала квартальную выручку на уровне 2,3 млрд руб. Количество точек "Лавки" увеличилось до более чем 200.

Сегмент объявлений показал сильное падение выручки на уровне 32% год к году, но сохранил положительную скорректированную EBITDA. Выручка медиасервисов увеличилась на 94% год к году, несмотря на обнуление доходов от продажи билетов. Количество подписчиков медиасервисов на конец квартала выросло до 4,5 млн, и компания отмечает заметный̆ прирост числа платных подписчиков.

Сегмент экспериментов был под давлением на фоне ограничений в работе "Яндекс.Драйва" и падения рекламных доходов. Выручка подразделения снизилась на 18% год к году, а убыток на уровне EBITDA вырос на 141% год к году.

По итогам II квартала 2020 г. выручка "Яндекс.маркета", выкупленного у Сбербанка, увеличилась на 89% и достигла 7,2 млрд руб. Продажи устройств с предустановленным голосовым ассистентом "Алиса" принесли "Яндексу" свыше 542 млн руб. Этот показатель продемонстрировал трехкратный рост за год.

Выручка прочих сервисов, включая "Дзен", "Драйв" "Облако", "Образование" и геосервисы, составила 2,8 млрд руб. За год она сократилась на 18%. Отрицательную динамику показали сервисы объявлений "Яндекса" - "Работа", "Недвижимость" и "Авто.ру". Они принесли компании 886 млн руб., а это на 32% меньше, чем во II квартале 2019 г.

В июне "Яндекс" публиковал предварительные оценки результатов деятельности компании во II квартале. Убыток компания прогнозировала на уровне минимум 3 млрд, максимум - 4,5 млрд руб.

В "Яндексе" сказали корреспонденту ComNews, что прогнозов на следующий отчетный период не дают. По данным холдинга, деловая активность снизилась в ключевых направлениях бизнеса - рекламе и, в меньшей степени, пассажирских перевозках.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что "Яндекс", так же как и другие крупнейшие ИТ-компании, лучше других справляется с пандемией. "Стоимость акций компании находится на рекордных высотах, хотя сегодня понизилась на 1,6%, до 4057 руб. На внебиржевых торгах, однако, стоимость акции в долларах снизилась почти на 4%, но тут значительный вклад внесло падение рубля по отношению к доллару. Важнее всего, что общая выручка не снизилась в сравнении с аналогичным кварталом прошлого года, несмотря на заметное падение выручки от интернет-рекламы, которое составило 15%. Несмотря на вынужденный простой бизнеса клиентов и сокращение их маркетинговых бюджетов, у "Яндекса" нашлись другие драйверы роста, - рассказал Леонид Делицын, - Убыток был ожидаем не только из-за того, что малый и средний бизнес в период изоляции не проводил операций, а соответственно, и не покупал клики - это основные покупатели контекстной рекламы. Стремясь удержать этот рынок, "Яндекс" продавал больше рекламы, на 22%, по существенно более низким ценам - на 30%, чем годом ранее. Но "Яндекс" все еще находится на этапе быстрого роста, когда инвесторы ждут от компании не прибыли, а захвата новых рынков. Поэтому маржинальность "Яндекса" по прибыли традиционно была не столь высока, как, к примеру, у Google. Сейчас удобный момент, чтобы не гнаться за прибылью, поскольку все инвесторы знают про коронавирус и вынужденный простой бизнеса клиентов. Снижение количества поездок на "Яндекс.Такси" на 6% иллюстрирует урон, нанесённый коронавирусом: бизнес закрылся, а люди меньше ездили. Правда, остаток у "Яндекса" денежных средств в объеме 241,9 млрд руб. - почти $3,5 млрд - заставляет предположить, что компания находится все еще в поиске направлений для вложения средств. Обладая такими средствами, она теоретически способна купить, к примеру, оператора "большой тройки" (капитализация VEON - $3,13 млрд), хотя, конечно, не станет этого делать. Убыток в 3,7 млрд руб. на этом фоне не является трагедией".

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин объяснил, что падение рекламных доходов "Яндекса" - это, в частности, результат закрытия автосалонов в период карантина и сокращения активности операций на рынке недвижимости. "Указанное снижение частично компенсировал рост в фудтехе и медиасервисах. В итоге убыток оказался вблизи минимальных предварительных оценок. Тем не менее сам факт убытка показывает, что компания, в отличие от конкурентов в инвестиционном сегменте, ориентированных на розничный сектор торгуемых активов, таких как телекоммуникационные компании, а также компании - ретейлеры и риелторы, демонстрирует сравнительно высокую волатильность финансовых показателей в условиях шока. За счет убытка во II квартале соотношение капитализации к чистой прибыли (РЕ) "Яндекса" выросло до крайне высоких 149х. При этом даже в случае, если прибыль "Яндекса" в текущем году составит 30 млрд руб., что выше среднего рыночного прогноза чистой прибыли компании в текущем году на очень существенные с точки зрения долгосрочной динамики оценок показателей бизнеса компании 30%, соотношение РЕ "Яндекса" по итогам года при текущих ценах составит 49х, что в семь раз выше среднего уровня этого индикатора для акций индекса Мосбиржи и в полтора раза выше данного показателя для компаний индекса NASDAQ при кратно меньших рисках инвестиций на американском рынке. Таким образом, компания остается и останется в обозримом будущем крайне "дорогой" с точки зрения сравнительного анализа финансовых мультипликаторов.

Данные отчетности "Яндекса" за первое полугодие вновь не указывают на формирование "прорывных" точек роста ее финансовых показателей, способных, исходя из своей динамики, в среднесрочной перспективе кратно увеличить доходы холдинга. На этом фоне для "Яндекса", как представляется, в среднесрочном периоде останется крайне высокой роль рыночного и нерыночного регулирования его сферы бизнеса, при сохранении крайне высокой зависимости от лояльных групп инвесторов, - рассказал аналитик. - Мы ожидаем, что финансовые показатели "Яндекса" будут восстанавливаться в ближайшие два квартала на уровнях, соответствующих средним показателям за три последних года в рамках наметившегося восстановления динамики широкой мировой экономики. Исходя из этих оценок ожидаем, что выручка и чистая прибыль компании по итогам 2020 г. составят 15,9 млрд руб. и 217 млрд руб. Это несколько ниже рыночных оценок. В то же время, исходя из текущих прогнозов долгосрочной динамики экономики РФ - в отсутствие значимых сигналов, свидетельствующих о перемене политики регуляторов, оцениваем средние темпы прироста выручки "Яндекса" в ближайшие пять лет на уровне 34% г./г. Исходя из трендовых показателей динамики финансовой статистики компании ожидаем роста ее выручки и FCF к концу 2025 г. до 946 млрд руб. и 141 млрд руб. соответственно. В целом именно долгосрочные ожидания рынка оказывают, как представляется, оценкам справедливой стоимости бумаг "Яндекса" наибольшую поддержку. Однако крайне высокие уровни стоимости акций "Яндекса" с точки зрения статистики сравнительного анализа, а также относительно слабые кратко- и среднесрочные оценки чистой прибыли компании снижают ее расчетную стоимость. Крайне важный дополнительный негативный элемент в оценках - отсутствие дивидендов. По итогам 2020 г. оцениваем справедливую стоимость обыкновенной акции на уровне 2978 руб. за акцию. Это несколько выше, чем в середине года, однако по-прежнему ниже текущих цен компании. Ключевой интерес данные бумаги, как представляется, по-прежнему способны сформировать в рамках краткосрочных "защитных" вложений".

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин рассказал: "В ходе конференц-звонка менеджмент интернет-компании отметил восстановление доходов от рекламы и такси в июле, а также переход к росту в данных сегментах. При отсутствии новых шоков мы ожидаем значительного улучшения показателей̆ "Яндекса" уже в следующем отчетном периоде. Выручка компании во II квартале 2020 г. осталась на уровне прошлого года вследствие негативной̆ динамики ряда сегментов из-за пандемии и самоизоляции. Выручка от интернет-рекламы сократилась на 15% год к году в силу падения рекламного рынка в России, а сегмент поиска продемонстрировал падение выручки на 12,5% год к году. При этом доля в поиске, как в общем, так и на платформе Android, продолжала расти хорошими темпами. Менеджмент компании в ходе звонка отметил, что выручка поискового сегмента была примерно на уровне прошлого года в июне и вновь перешла к росту около 5-6% г./г. в июле. Количество поездок в аэропорты остается примерно на 75% ниже значений прошлого года. Динамика деловых поездок в сегменте B2B также еще восстанавливается, так как многие люди продолжают работать удаленно. SDC-направление впервые продемонстрировало выручку на уровне 55 млн руб. благодаря тестовому проекту компании в сфере автономного такси. До конца года "Яндекс" рассчитывает увеличить флот беспилотных автомобилей еще на 70 штук. В каршеринге сейчас наблюдается восстановление спроса, а также увеличение среднего срока аренды машин. Количество поездок на один автомобиль уже вернулось к докризисным уровням. DAU "Яндекс.Дзен" увеличилось на 59% г./г. и составило 16,8 млн пользователей. Яндекс по-прежнему не предоставляет прогноз на этот год в силу значительной неопределенности".

Что касается того, кто показал лучшие результаты, "Яндекс" или Mail.ru Group, Леонид Делицын считает, что при текущих темпах роста выручки "Яндекс" останется недосягаем для Mail.ru Group в течение многих лет. "Сейчас, хотя "Яндекс" и уступает "большой четверке" операторов по выручке, рынок оценивает компанию гораздо дороже, чем "телекомы". Возможно, поэтому теперь можно быть уверенным, что после окончания партнерства со Сбербанком "Яндекс" сможет свободно следовать собственной стратегии, отражающей только его интересы. Что касается других российских онлайн-компаний, то они постепенно попадают в сферу влияния крупных экосистем, что создаёт опасения - не начнут ли интересы более крупных партнёров доминировать над их собственными", - прокомментировал он.

Александр Осин согласен: "Яндекс" продемонстрировал большую устойчивость к шокам, его отчетность сильнее, поскольку демонстрирует положительный финансовый результат, оставляя, пусть и традиционно небольшую, надежду инвесторам на выплату дивидендов. Отрицательный финансовый результат Mail.ru Group осложняет кратко- и среднесрочные инвестиционные оценки привлекательности компании. На этом фоне аналитические подразделения - чьи данные исследований отражены в системе "Блумберг" - не "покрывают" данную бумагу. Однако долгосрочная усредненная статистика Mail.ru Group схожа с аналогичной статистикой "Яндекса", что позволяет рассчитывать на улучшение рыночных оценок Mail.ru Group во втором полугодии в случае реализации сценария восстановления ее показателей вместе с широким рынком. На данный момент наша оценка справедливой стоимости Mail.ru Group на конец 2020 г. пересматривается".

Напомним, что в июне 2020 г. "Яндекс" прекратил партнерские отношения со Сбербанком. Стороны поделили между собой сервисы "Маркет" и "Деньги", в результате чего "Маркет" достался "Яндексу", тогда как с "Деньгами" интернет-гигант больше не связан. В результате реструктуризации "Яндекс" консолидировал 100% "Яндекс.Маркета" и вышел из СП "Яндекс.денег", заплатив Сбербанку 39,6 млрд руб.

Новости из связанных рубрик