Новости / август 2020
"Билайн" показал высокую зависимость от традиционной бизнес-модели

По итогам II квартала 2020 г. абонентская база "ВымпелКома" в России упала на 8,4%, а выручка - на 9,7%. ARPU (средний доход на одного абонента) снизился на 4,6% до 332 руб. Аналитики связывают это с тем, что "Билайн" показал высокую зависимость от традиционной бизнес-модели и классических каналов продаж.
© ComNews
07.08.2020

Veon представил финансовые и операционные результаты деятельности (по данным МСФО). Выручка российского подразделения телекоммуникационного холдинга Veon - мобильного оператора "ВымпелКом" (бренд "Билайн") во II квартале 2020 г. снизилась на 9,7%, до 65,5 млрд руб. Мобильная сервисная выручка снизилась на 9,8% до 51,4 млрд руб., при этом доходы от фиксированной связи выросли на 8,9% до 9,2 млрд руб. Вследствие этого показатель ARPU в отчетном периоде снизился на 4,6% по сравнению со II кварталом 2019 г. и составил 332 руб. Количество абонентов мобильной связи "Билайна" снизилось на 8,4% до 49,8 млн абонентов. Показатель EBITDA снизился на 20% до 25,7 млрд руб. Рентабельность по EBITDA составила 39,3%.

Генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Александр Торбахов среди причин, повлиявших на снижение выручки, назвал отток клиентов (переход их на фиксированный "домашний" интернет), а также не случившийся сезон отпусков, из-за которого оператор потерял роуминговую выручку.

"Финансовые результаты II квартала обусловлены как влиянием коронавирусных ограничений - сокращением продаж в два раза из-за временно закрытых офисов и падением трафика посетителей в период самоизоляции, падением выручки от роуминга на 90%, - так и наличием исторических негативных трендов, в частности отрицательной динамикой абонентской базы. Текущая ситуация ускоряет необходимость глобального разворота в долгосрочных и краткосрочных планах компании. Наши главные фокусы - улучшение клиентского опыта через прозрачные тарифы и сервисы, продолжающаяся техническая модернизация сети, развитие цифровых каналов обслуживания", - отметил Александр Торбахов.

Капитальные затраты без учета лицензий не изменились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показатель соотношения капитальных затрат к выручке за последние 12 месяцев составил 25,5%. "Билайн" продолжает инвестировать в развитие сети, уделяя особое внимание Москве и Санкт-Петербургу - в этих городах компания стремится создать современную инфраструктуру высокого качества, готовую к внедрению новых технологий. В Москве во II квартале 2020 г. покрытие 4G обеспечено для 99,4% населения с одновременным развертыванием 5G-ready-сети и активным строительством сети в столичном метро. "Билайн" продолжает работу по улучшению сети с целью предоставления абонентам устойчивого качества связи и повышения качества обслуживания. Во II квартале наш бизнес столкнулся с проблемами из-за ограничений в период пандемии коронавируса, вследствие которых мы были вынуждены временно приостановить работу более чем 1400 магазинов. В то же время в рамках нашей работы по повышению эффективности розницы и усилению фокуса на онлайн-каналах дистрибуции за последние девять месяцев в общей сложности закрыто 627 магазинов", - рассказала пресс-служба оператора.

"Мы видим, что телеком-рынок абсурден: он имеет значительно большее количество магазинов, чем нужно для обслуживания клиентов, а не имитации продаж. Мы считаем, что рынок должен идти вниз: количество магазинов надо уменьшать. Однако каждый смотрит на соседа и боится сокращать розницу. Десятки салонов лишние, - рассказал во время объявления результатов компании Александр Торбахов. - Инвестиционный план у нас по многим городам России очень амбициозен: сумму я не могу назвать, но такой цифры "Билайн" еще не видел. Мы серьезно изменили структуру персонала. Все изменения невозможны без укрепления команды, и ее структура будет меняться дальше".

Общая выручка "Билайна" в фиксированном сегменте увеличилась во II квартале 2020 г. на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря росту выручки как от B2B-продуктов, так и от транзитного трафика. Абонентская база конвергентных предложений "Билайна" во II квартале 2020 г. увеличилась на 19% в годовом исчислении и превысила 1,4 млн клиентов. Таким образом, доля клиентов FMC в общей абонентской базе ШПД составила 52%.

"Вследствие повышения качества работы сети показатель среднего дата-потребления на пользователя продолжил уверенный рост, увеличившись в годовом исчислении на 63,4%. Этому способствовало расширение покрытия 4G до 87% (по сравнению с 81% в июне 2019 г.), а также рост на 16% абонентской базы 4G. Роста выручки от передачи данных оказалось недостаточно, чтобы компенсировать снижение выручки от голосовой связи и SMS-сервисов. Существенно снизилась выручка от продажи оборудования и аксессуаров - падение составило приблизительно 29,2% в годовом исчислении, что было обусловлено ограничительными мерами, повлиявшими на работу магазинов "Билайна". "ВымпелКом" продолжает уделять особое внимание сегменту В2В, улучшая портфель предложений за счет новых цифровых сервисов и решений для малых и крупных предприятий. Во II квартале 2020 г. сервисная выручка в мобильном сегменте В2В увеличилась на 2,5% в годовом исчислении. Большинство наших клиентов в сегменте В2В перешли на удаленную работу в результате введения мер социального дистанцирования", - говорится в комментариях к отчетности.

Выручка всего телекоммуникационного холдинга Veon во II квартале 2020 г. по МСФО снизилась на 16,3% до $1,89 млрд. Чистая прибыль холдинга составила $175 млн, увеличившись на 134,2% в годовом выражении. Показатель EBITDA снизился на 18,7% - с $994 млн до $809 млн.

Леонид Делицын, аналитик ГК "Финам", отметил, что падение выручки на 9,7% было вполне ожидаемым, поскольку в период пандемии многие предприятия не работали, а у их сотрудников снизились доходы. "Билайн", однако, вопреки такой логике, сообщает о росте сервисной выручки в B2B-сегменте на 2,5%, а причины снижения выручки называет другие. Новый генеральный директор прямо сообщает об историческом тренде снижения абонентской базы - снизилась на 8,4% по сравнению со II кварталом прошлого года, - на который наложилось вынужденное закрытие 1400 салонов цифровой связи и падение от роуминга. Любопытно, что при снижении выручки и ARPU по ШПД общая выручка в фиксированном сегменте увеличилась на 9,2%. Получается, что вырос спрос на проводную телефонную связь, причем именно на голос, а не на интернет, рассуждает Леонид Делицын. - Стоимость акции Veon составляет сейчас $1,7, что на 37% ниже, чем зимний максимум этого года. Правда, многие другие телекомы, в том числе американские и китайские, тоже подешевели, но не столь сильно. Капитализация Veon составляет $2,97 млрд - это меньше, чем объем свободных средств у "Яндекса", капитализация которого составляет $21 млрд. А качество управления компанией в последние два десятилетия оценивается по стоимости ее акций. Генеральный директор говорит, что его главный фокус (цель) - улучшение клиентского опыта через прозрачные тарифы и сервисы, но игрокам фондового рынка этот фокус не покажется веселым трюком, поскольку означает рост расходов сейчас в надежде на отдачу в будущем. А фондовый рынок ждет от телекомов гарантированной выплаты дивидендов. Очевидных причин для роста стоимости акций нет. Менеджеры-ветераны могут опасаться, что комплекс проблем, многие из которых имеют внешний характер, будут связывать именно с их деятельностью. А новые сотрудники, напротив, могут надеяться, что в случае удачного выхода из ситуации успех будут связывать именно с их усилиями. Такой комплекс обстоятельств стимулирует быстрое обновление кадров".

Аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов согласен: компания предсказуемо сократила выручку и абонентскую базу. "Но при этом пострадала еще и маржинальность бизнеса, что довольно неожиданно. Рентабельность по EBITDA сократилась с 44,3% до 39,3%. Это говорит о том, что компания не получила существенной экономии издержек в связи с переходом на удаленные каналы работы. Напротив, эпидемия привела к ускоренному росту расходов на поддержание сетей по сравнению с падением доходов от основной деятельности. Условного говоря, "Билайн" показал высокую зависимость от традиционной бизнес-модели и от классических каналов продаж. В комментарии к отчету сказано, что массовый отъезд мигрантов из России и закрытие салонов связи ощутимо ударило по прибыли компании. Для оператора XXI века, у которого есть доступ к передовым цифровым технологиям, это довольно странное явление", - считает Валерий Емельянов.

Помимо падения рентабельности, он обращает внимание на сокращение ARPU. "Пока сложно сказать, как обстояли дела у других операторов связи, они за квартал не представили своих данных, кроме того, методики расчета могут быть разными. Но сам тренд на снижение ARPU в условиях роста карантинного трафика - это плохой сигнал. Причем показатель снизился не только в сегменте мобильной связи, где продажи в принципе упали, но даже и в фиксированной, где все-таки компании удалось продемонстрировать рост выручки. Позитивной стороной отчета можно считать то, что "Билайн" имеет внятную стратегию развития сетей 5G. Компания вслед за конкурентами уже закупает оборудование для оснащения своих вышек приборами, способными удаленно перенастроить сети на частоты пятого поколения, когда придет время. Причем "Билайн" не распыляется на все регионы, а делает фокус на Москве, понимая, что спрос на 5G еще многие годы будет именно там. Из отчета и комментариев к нему не следует, что компания планирует существенно менять команду. Скорее ставка на то, чтобы дать шанс новому руководству отработать те идеи, которые у них сейчас есть. И если это не поможет, то, вероятно, будет новая волна перестановок. Но это вопрос не ближайших месяцев, а скорее двух-трех лет. Складывается впечатление, что "Билайн" пытается переключиться с модели универсального оператора связи на более точечные услуги - например, комплексную телефонию для бизнеса, а в перспективе - на скоростной трафик для многоцелевых компьютерных систем типа умного города, - прокомментировал Валерий Емельянов.

По мнению аналитика ИК "Велес Капитал" Артема Михайлина, результаты Veon в России оказались ожидаемо слабыми на фоне пандемии и сопутствующих ограничений. "Закрытие салонов привело к нарушению дистрибуционных каналов, что в свою очередь вызвало усиление оттока абонентов. Особенно пострадал сегмент трудовых мигрантов. Абонентская база сократилась на 8,4% г./г. до 49,8 млн. Трафик данных и сервисы фиксированной связи в период самоизоляции показали хорошую динамику. Показатели компании в России и до пандемии вызывали вопросы в силу недостаточных инвестиций в сеть в прежние годы, но приход коронавируса усугубил негативные тенденции. Холдинг продолжает активно инвестировать, и по итогам периода соотношение CAPEX/выручка составило значительные 25,5%. Данные вложения постепенно дают результат в виде увеличения покрытия сети 4G, а также повышения скорости загрузки/выгрузки данных и стабильности соединения. Холдинг предполагает, что результаты III квартала будут также подвержены негативным эффектам, а первые позитивные изменения станут заметны в первой половине следующего года", - рассказал Артем Михайлин.

Новости из связанных рубрик