Новости / август 2020
COVID-19 стимулирует ретейлеров к автоматизации

Введение режима самоизоляции и других ограничительных мер в ответ на пандемию COVID-19 привело к фундаментальному сдвигу в структуре дистанционного потребления и спроса на онлайн-покупки. Об этом сообщает НИУ ВШЭ. Игроки рынка говорят, что изменение поведения потребителей наращивает спрос среди ретейлеров на решения для автоматизации.
© ComNews
26.08.2020

Согласно исследованию ВШЭ, наиболее востребованы в российской рознице технологии для автоматизации бизнес-процессов: 59% ИТ-компаний отметили высокий спрос на эти услуги. Решения на основе анализа больших данных назвали 51% респондентов, 47% опрошенных - разработки мобильных приложений, столько же рассказали о заинтересованности обеспечения информационной безопасности. Развитие облачных сервисов упомянули 46% опрошенных, программы для внедрения технологий искусственного интеллекта и чат-ботов - 45%, создание веб-сайтов также отметили 45%.

"К областям нишевых трендов, или низкого спроса в ретейле, относятся разработки платформ для беспилотных автомобилей и дронов (21%), блокчейн-решения (19%), а также технологии виртуальной и дополненной реальности (16%)", - говорится в сообщении ВШЭ.

Исследователи считают, что меры социального дистанцирования стали причиной беспрецедентного спада экономической активности в большинстве отраслей экономики. Больше всего пострадал сектор розничной торговли и сфера услуг. Однако самоизоляция усилила наметившуюся тенденцию к повышению удельного веса дистанционных каналов в совокупных продажах торговых организаций.

По информации ВШЭ, высокую активность дистанционных продаж показали пять регионов: Москва, Брянская, Владимирская, Кировская и Сахалинская области. Вдвое - с 10 до 21 - выросло число регионов с высокой активностью. В 14 регионах уровень активности дистанционных продаж средний, в 15 - низкий.

"Несмотря на существенное сокращение - с 37 до 25 регионов, - самым многочисленным остается кластер "Очень низкий уровень активности", что говорит о сохраняющемся цифровом разрыве и барьерах для развития дистанционной торговли в значительном числе регионов", - сообщает пресс-служба ВШЭ.

Пандемия значительно изменила поведение и привычки покупателей. По данным "М.Видео-Эльдорадо", усилилось влияние онлайн-торговли и технологической основы бизнеса, инноваций. Центром покупательского пути стал смартфон.

"Новую роль в рамках развития интернет-продаж получили розничные точки продаж, которые теперь выступают шоу-румом - точкой контакта с клиентом и складом. В рамках модели one retail мы объединяем покупательский опыт онлайн и в магазинах через мобильное устройство как на стороне клиентов, так и продавцов, которые оснащены девайсами для оперативной и персонализированной помощи", - сообщил представитель "М.Видео-Эльдорадо".

Во время пандемии ретейлер запустил бесконтактную доставку на такси, видеоконсультации для клиентов из магазинов через сайт и мобильное приложение, а также виртуальные магазины на маркетплейсе Ozon и самовывоз онлайн-заказов из магазинов сети "Пятерочка" и отделений "Почты России".

"В апреле и мае наши магазины работали как пункты выдачи онлайн-заказов, салоны связи или dark stores, а уже в июне большинство открылись в стандартном формате, но с рядом нововведений", - рассказал представитель "М.Видео". Сейчас большинство покупок в рознице совершается онлайн.

Условия пандемии и самоизоляции в России стали драйвером для торговли в Сети. Многие продавцы перешли в онлайн с собственными магазинами или вышли на маркетплейсы. Для пользователей это оказался вынужденный переход к покупкам интернете. Доля локального бизнеса в обороте AliExpress в России увеличилась за пандемию в два раза. За последние месяцы число локальных продавцов маркетплейса увеличилось на 40%, сейчас их на площадке 14 тыс.

"В период самоизоляции перераспределился спрос, - сказал представитель AliExpress. - Покупали больше товаров первой необходимости. После отмены самоизоляции мы не заметили падения интереса к онлайн-шопингу. Наоборот, рассчитываем на стабильный рост". В России онлайн-торговля занимает 6% от общего оборота ретейла. Это очень мало по сравнению с Китаем, где доля электронной торговли достигает 20-23%. "Предположительно, в перспективе трех-четырех лет Россия достигнет 10% проникновения онлайна в ретейле", - прогнозирует представитель AliExpress.

Во время пандемии компания запустила доставку из Китая за 15 дней и упрощенный возврат товаров, а также бесплатную доставку до двери посылок с "Почтой России".

В Х5 Retail Group (магазины "Пятерочка" и "Перекресток") весной этого года наблюдали взрывной рост интереса пользователей к онлайн-сервисам. На фоне этого компания приняла решение о создании единой технологической платформы экспресс-доставки "Около". Сервис доставки доступен в пределах часа жителям Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодара, Казани, Ростова-на-Дону. Во II квартале по сети "Перекресток" X5 доставила более 885 тыс. заказов, что на 220% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средний чек во II квартале увеличился на 28,3% год к году и составил 4587 руб. По итогам II квартала выручка от онлайн-продаж и экспресс-доставки из магазинов X5 составила 5,1 млрд руб., достигнув пика в 2,1 млрд руб. в мае.

По словам технического директора Ozon Антона Степаненко, в период пандемии онлайн-шопинг открыли для себя и пользователи, которые ранее не делали покупок в интернете - число таких клиентов у маркетплейса в марте-апреле выросло вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"Чтобы сохранять качество клиентского сервиса в условиях пикового спроса, онлайн-ретейлеры по всему миру активно используют платформенную модель доставки, привлекая к работе в службе доставки партнеров, в том числе малый и средний бизнес. Важным требованием в период пандемии стало бесконтактное получение заказов. На постаматы в апреле приходилось более 40% заказов Ozon", - сказал представитель Ozon.

Еще одно важное направление развития технологий e-commerce - преодоление барьеров онлайн-покупки. Для этого платформы используют рекомендательные системы на основе машинного обучения, которые позволяют пользователям быстро найти нужные товары на бесконечной онлайн-полке, а также дают возможность "примерить" товар перед покупкой с помощью технологий AR.

Как сообщает ВШЭ, в структуре разработок у ИТ-компаний в сфере e-commerce ведущее положение занимают облачные сервисы. Их создают более половины (51%) респондентов. Широко распространены также разработки в области Big Data и аналитики (49%). За ними следуют технологии беспроводной передачи данных малого радиуса действия (NFC) и мобильные приложения (в обоих случаях отмечалось в 31% ИТ-компаниях). Более четверти респондентов (26%) ведут разработки в области нейронных сетей, ИИ, машинного обучения и кибербезопасности.

"Соотношение оценок спроса со стороны ретейла и сложившегося уровня разработок цифровых решений в ИТ-компаниях отражает тенденцию отраслевой и технологической разрозненности как в контексте востребованности на услуги, так и потенциальных возможностей для дальнейших разработок и последующей интеграции. Только по отдельным направлениям цифрового развития ИТ-компании располагают достаточно мощными компетенциями для их реализации, позволяющими удовлетворять сложившуюся востребованность на технологии в сегменте розничной торговли", - сказано в исследовании.

В портфелях будущих разработок ИТ-компаний лидировали аналоги зарубежного ПО в сегментах B2G и B2B (такие планы есть у 17% респондентов), а также платформы для беспилотных автомобилей и дронов (14%). По 12% компаний смотрят в сторону блокчейн-решений, информационной безопасности, Big Data и аналитики.

В областях разработки аналогов зарубежного ПО в сегментах B2G и B2B, технологий дополненной и виртуальной реальности, блокчейн-решений и платформ для беспилотных автомобилей и дронов существует заметный спрос со стороны ретейлеров - от 25% до 35%, однако на начало 2020 г. он реализовывался скорее в слабой степени в виде технологических решений, предлагаемых ИТ-компаниями, - от 2% до 12%.

Успешнее всего, отмечается в опросе ВШЭ, компании к началу 2020 г. были готовы удовлетворять запросы на разработки в области больших данных и развития облачных сервисов. Значительный потенциал для дальнейшего наращивания разработок исследователи наблюдают в области мобильных приложений, информационной безопасности, внедрения ИИ и чат-ботов.

Новости из связанных рубрик