"МаксимаТелеком" разместила в своей сети Wi-Fi рекламу китайской фармацевтической фирмы CanSino Biologics Inc., предлагающей россиянам поучаствовать в завершающей стадии тестирования новой вакцины от коронавируса. По мнению юристов, рекламораспространитель ("МаксимаТелеком") и рекламодатель могут быть привлечены органами ФАС к административной ответственности за распространение такой информации. Однако ФАС считает, что оценить эту информацию на предмет этичности, с точки зрения рекламного законодательства, невозможно.
© ComNews
15.10.2020

"Мы приглашаем Вас зарегистрироваться и принять участие в третьей фазе клинического исследования новой вакцины от COVID-19, которую разрабатывает и исследует международный консорциум при участии российской компании", - гласит рекламный текст. После подробной информации о вакцине, разработчиках и исследовании также сказано: "Если Вы хотите принять участие в третьей фазе клинического исследования вакцины от COVID-19 - просто заполните анкету. Участие в исследовании бесплатное и строго добровольное, необходимо подписать добровольное информированное согласие и побеседовать с врачом в клиническом центре".

В "МаксимаТелеком" отказались от комментариев.

Мнения юристов относительно корректности распространения рекламной информации о продукте, не прошедшем третьего этапа клинических испытаний, а значит, могущего нанести вред здоровью человека, разделились.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин считает, что данное действие запрещено законом. Он отметил, что любая реклама товаров и услуг на территории РФ регулируется Федеральным законом "О рекламе". "Под рекламой понимается не только продажа, но и вообще любое привлечение внимания к товару и его продвижение на рынке. Поэтому можно уверенно говорить, что призыв попробовать новую вакцину, разработанную фармакологической компанией, которая при этом является коммерческой организацией и основная цель которой - извлечение прибыли, представляет собой рекламу. Однако, по закону "О рекламе", если речь идет о лекарственном препарате, его реклама допускается лишь при условии государственной регистрации данного препарата. При отсутствии регистрации реклама такого товара не допускается и прямо запрещена законом", - объясняет он.

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко полагает, что "МаксимаТелеком" может быть привлечена к административной ответственности. "Согласно ст.13 ФЗ №61 "Об обращении лекарственных средств", в РФ допускается реклама лекарственных препаратов, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти. Государственной регистрации подлежат новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов. То есть до рекламирования они должны быть зарегистрированы. А зарегистрированы быть не могут, так как не прошли исследования. Согласно этой же статье, государственной регистрации подлежат все лекарственные препараты, впервые подлежащие вводу в обращение в РФ. Ввод в обращение ещё не произведен, для регистрации надо пройти процедуру экспертизы, она также не соблюдена. Поэтому и рекламораспространитель, "МаксимаТелеком", и рекламодатель могут быть привлечены органами ФАС к административной ответственности. В частности, по ст.6.28 нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий наказывается штрафом для юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.", - прокомментировал Дмитрий Галушко.

Адвокат Александр Титов приводит обратные доводы, что информацию от "МаксимаТелеком" нельзя трактовать как рекламу: "Для проведения клинических исследований лекарственных препаратов разработчик должен получить разрешение Министерства здравоохранения России (ст.39 закона "Об обращении лекарственных средств" №61-ФЗ). После всех стадий исследований производится регистрация препарата. Судя по информации СМИ, разрешение на клинические исследования в России получено. Поскольку вакцина как препарат еще на рынок не выпущена, нельзя рассматривать информацию о привлечении добровольцев в качестве рекламы - ст.3 закона "О рекламе". Права пациентов, участвующих в исследовании, определены ст.43 закона "Об обращении лекарственных средств" №61-ФЗ. Но сам закон не регламентирует, каким образом должны привлекаться добровольцы для исследования".

Павел Катков, владелец юридической компании "Катков и партнеры", говорит, что ситуация спорная: "В случае, если данные материалы будут признаны рекламой, осуществляемой с нарушением закона, компания может быть привлечена к ответственности как рекламораспространитель. Однако прежде необходимо будет установить нарушение. Ст.7 закона "О рекламе" содержит закрытый перечень товаров, реклама которых запрещена, и если вакцина нарушает требования о лицензировании и сертификации и это будет доказано, то возможно привлечение к ответственности и рекламодателя, и рекламопроизводителя, и рекламораспространителя.

Также ст.24 закона "О рекламе" гласит, что реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, а в данных материалах есть фраза "В первые 14 дней у пациентов уже наблюдался иммунный ответ, а в течение 28 дней был достигнут значительный гуморальный и клеточный иммунный ответ у большинства участников исследования", - это может вызвать вопросы ФАС, - рассказал Павел Катков. - Вместе с тем ведомству, если оно заинтересуется этим, предстоит преодолевать "косвенность" рекламного посыла, который в данном случае завуалирован: бренд упомянут, но в контексте клинических испытаний, предложения о приобретении нет, о платном участии тоже - прямо указано о бесплатности участия, - поэтому вопрос о наличии нарушения остается дискуссионным. Между тем, если нарушение все-таки будет признано имеющим место, привлечены к ответственности могут быть все, в том числе рекламораспространитель".

Пресс-служба ФАС России сообщила корреспонденту ComNews, что согласно п.1 ст.3 Федерального закона "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. "Вместе с тем, согласно п.3 ч.2 ст.2 ФЗ "О рекламе", федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы - обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Таким образом, оценивать указанную информацию на предмет этичности с точки зрения рекламного законодательства не представляется возможным", - пояснила пресс-служба ведомства.

О вакцине

Вакцина Ad5-nCov от COVID-19 разработана китайской компанией CanSino Biologics Inc. (СanSinoBIO, HK6185), Пекинским институтом биотехнологий и Академией военно-медицинских наук.

Вакцина использует платформу аденовирусного вектора, несущего S-белок коронавируса.

Аденовирус - это безопасный вирус, который может проникать в человеческие клетки, но не способен вызвать болезнь. Вирус лишен гена репликации, то есть возможности "размножения", поэтому не может вызвать болезнь. Данный вектор выступает "средством доставки", а S-белок - генетической информацией, на которую должен вырабатываться иммунный ответ.

О разработчике вакцины

Компания CanSinoBIO первой в мире начала испытания вакцины на людях еще в марте 2020 г. Данная вакцина уже успешно прошла две фазы клинических испытаний и доказала свою безопасность и эффективность. Результаты исследований по иммуногенности и безопасности опубликованы в медицинском рецензируемом журнале The Lancet.

В первой фазе исследования CanSinoBIO в Китае приняли участие 108 добровольцев.

Вторая фаза испытаний проведена в городе Ухань провинции Хубэй с участием 508 человек. В первые 14 дней у пациентов уже наблюдался иммунный ответ, а в течение 28 дней был достигнут значительный гуморальный и клеточный иммунный ответ у большинства участников исследования. На основании положительных результатов испытаний в июне вакцина получила одобрение для использования китайскими военными, а 11 августа был выдан первый национальный патент в сфере разработок против COVID-19 в Китае.

Об исследовании

Клиническое исследование Ad5-nCov проводится в соответствии с Хельсинкской декларацией и надлежащей клинической практикой. В конце июня 2020 г. Центральный военный совет КНР одобрил применение вакцины Ad5-nCov у военных.

Новости из связанных рубрик