Владимир
Трояновский

ИТ-директор Национальной системы платежных карт (Мир Plat.Form)
© ComNews
24.12.2020

Национальная система платежных карт (НСПК) существует уже около шести лет. За это время ее ИТ-департамент реализовал множество проектов: от обеспечения бесперебойности и доступности операций по картам всех международных платежных систем в России до работы над созданием инновационных платежных решений. О том, как команда решала эти технологические задачи, а также развивала платежную систему "Мир" и Систему быстрых платежей, рассказал СomNews ИТ-директор Национальной системы платежных карт ("Мир Plat.Form") Владимир Трояновский.

Расскажите, пожалуйста, как за шесть лет существования НСПК развивались проекты и как менялись задачи, которые стояли перед ИТ-департаментом компании? Какие стоят сегодня?

- Нашей первой задачей была обработка всех операций международных платежных систем на территории России. Затем появилась задача создать национальную платежную систему "Мир". Все эти годы мы не только развиваем технологические решения для этих направлений, но и создаем новые платформенные сервисы для удобства и безопасности платежей в России. Например, два года назад совместно с Банком России мы создали Систему быстрых платежей.

В отличии от других участников рынка, у нас не было унаследованных систем, которые компании вынуждены "тащить", из-за того, что там есть нужные данные. Перед нами стояла задача все строить с нуля, поэтому мы применяли новые практики и подходы к построению ИТ, и до сих пор делаем это, используя исключительно современные технологии.

Мы активно пропагандируем гибкие разработки, но применяем их только там, где это нужно.

Еще одна важнейшая наша задача – это обеспечение надежности и доступности, для нас недопустимы инциденты на бою. Мы пишем и разрабатываем наши информационные системы одновременно с большим количеством автотестов.

Наверняка, для выполнения этой задачи, а также тех, что вы озвучили, предъявлялись все более высокие требования к ИТ-инфраструктуре компании. Как она изменилась за это время? Каковы сегодня масштабы вашей ИТ-инфраструктуры?

- Наша инфраструктура росла вместе с задачами, которые перед нами ставились. В самом начале у нас было два ЦОДа, а сегодня их десять. Они все территориально разнесены и используются под разные классы задач. Такой рост обусловлен не только тем, что за эти шесть лет у нас появились новые продукты, но и тем, что наши прежние сервисы, обрастают новыми функциями. Мы обязаны обеспечивать высокие показатели отказоустойчивости и безопасности.

Планируется ли дальнейшее укрупнение? Если да, то для каких задач?

- Сейчас нам хватает текущих мощностей и при этом наша архитектура не громоздкая. Платежная индустрия развивается стремительно, мы тоже не стоим на месте и совершенствуем наши сервисы, готовы расширять инфраструктуру, если возникнут новые стратегические задачи.

В НСПК все технологические направления работы компании объединены под брендом Мир Plat.Form. Расскажите, какую задачу он выполняет?

- Сегодня НСПК разрабатывает и поддерживает платформенные сервисы и решения в разных направлениях финтеха. Проектов, техническую сторону которых обеспечиваем мы, становится все больше и порой они живут совершенно самостоятельной жизнью под другими брендами. Так, параллельно наша команда обеспечивает бесперебойность и доступность операций по картам всех международных платежных систем в России, а также самой платежной системы "Мир". В то же время она обеспечивает операционную функцию для Системы быстрых платежей и работает над созданием других инновационных платёжных решений.

Мы хотели объединить под брендом "Мир Plat.Form" все технологические проекты и сервисы, за которыми стоят ИТ-специалисты НСПК. Кроме того, число потребителей наших услуг постоянно растет, а пандемия и общий тренд на увеличение числа финансовых онлайн-операций только способствует этому. За шесть лет мы накопили большую экспертизу в области финтеха, которой готовы делиться под этим именем.

Не могли бы вы рассказать о том, какие интересные технологические проекты команде "Мир Plat.Form" удалось реализовать за эти шесть лет?

- За это время наша команда прошла путь от решения частных задач к созданию платформенных сервисов. Сегодня наша инфраструктура позволяет решать, как бизнес-задачи, так и стратегические государственные задачи. Так, например, мы реализовали проект по организации прямых выплат из Фонда социального страхования гражданам на карты "Мир". Теперь в заявлении для оформления государственных социальных пособий россиянам достаточно написать только номер карты, не нужно указывать дополнительные банковские реквизиты. Сегодня этот тип операции поддерживается только в платежной системе "Мир".

Также мы разработали уникальную "над-банковскую" платформу лояльности, которая позволяет начислять кешбэк на карту в течение нескольких дней. Когда перед Ростуризмом встала задача возвращать часть средств от покупок туров по России, они также выбрали нашу платформу, и мы смогли стать технологическим партнером проекта по зачислению кешбэка за путешествия по стране.

Миллионы россиян видят и могут оценить эти решения, когда совершают покупки с помощью карт "Мир" или переводят без комиссии деньги близким за считанные секунды с помощью Системы быстрых платежей (СБП). Мне бы хотелось рассказать о том, что стоит за этим, а именно о том, как команда "Мир Plat.Form" сегодня строит процессы, чтобы все наши сервисы были безопасны, удобны и доступны 24/7 365 дней в году.

Сегодня архитектура наших информационных систем построена таким образом, что она может переезжать из ЦОДа в ЦОД, не переставая работать. У нас нет технологических окон, мы постоянно делаем изменения "на бою", "накатываем" обновления, но это не приводит к инцидентам. Люди так же, как обычно, смогут в это время переводить деньги и оплачивать покупки.

При этом мы не только занимаемся улучшением наших сервисов и продуктов, но и совершенствуем собственные корпоративные системы, постоянно придумываем решения, делающие работу сотрудников эффективнее и удобнее.

Всего за два месяца мы создали чат-бот, который автоматизировал несколько десятков внутрикорпоративных процессов. Им пользуется более 80% наших сотрудников. Это самая популярная внутрикорпоративная система. Вам понадобится меньше минуты, чтобы заказать с помощью бота пропуск, справку или подать заявление на отпуск. Он ускоряет эти и другие рутинные процессы, освобождая время для действительно важных задач.

Мы запустили в компании проект, который привнес унификацию в наши процессы учёта и управления жизненным циклом серверов. Благодаря этому сервису мы избавились от ручных действий администраторов. Теперь всё создаётся нажатием одной кнопки, без человеческого фактора и в два раза быстрее. А учитывая то, что наша система может запускать заявки параллельно, за 30 минут теперь можно создать не один, а десять серверов.

Мы в первую очередь ИТ-компания, таких решений у нас много, не все они видны снаружи, но очень важны и прямо влияют на качество и безопасность тех продуктов, которыми пользуются миллионы людей каждый день.

Как развивается Система быстрых платежей (СБП)? Какие у нее перспективы? Какие цели стоят перед ИТ-командой по развитию системы?

- Сегодня СБП стала настоящей экосистемой мгновенных платежей. C2c, c2b и b2c- переводы через нее становятся все более востребованными у россиян. Не только за счет низких тарифов и использования простых реквизитов – номера телефона и QR-кода, но и за счет удобных сценариев использования, безопасности и доступности сервиса.

Все это делает команда, работающая по методологии LeSS, что помогает повышать гибкость процессов посредством упрощения организационной структуры. Сейчас перед ИТ-департаментом стоит задача сделать все сервисы СБП еще удобней. Одним из шагов на пути к этой цели станет запуск приложения, с помощью которого совершать покупки через СБП станет еще проще.

Говоря о развитии национальной платежной системы "Мир", какое главное достижение с технологической точки зрения вы могли бы выделить? Каковы перспективы ее развития сегодня?

- Само по себе создание национальной платежной системы, которая стала востребованной и зарекомендовала себя как надежная и безопасная - это уже большое достижение.

Помимо платформы лояльности, о которой я уже рассказал ранее, хотелось бы отметить то, что мы первые в мире начали внедрять новый стандарт безопасности 3D-Secure 2.0, который квалифицирует часть операций как низкорисковые и не требует дополнительной верификации личности, например, ввод кода из SMS от банка для совершения онлайн-покупки.

Кроме того, мы создали специальное приложение для бесконтактной оплаты при помощи Android-смартфона картой "Мир" - Mir Pay.

Мы продолжим делать нашу платежную систему еще удобнее и расширять географию ее приема. Например, сегодня карта "Мир" принимается не только в России, но и в Турции, Армении, Абхазии, Южной Осетии, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане.

Как вы технически обеспечиваете этот процесс в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья? Насколько он сложный?

- Первопроходцем был наш проект с платёжной системой ArCa, который открыл карты "Мир" за пределами России - в Армении. Для взаимодействия с зарубежными банками мы разработали интеграционную платформу платежных систем, которая стала маршрутизатором трансграничных платежей по картам "Мир". Проект по первоначальной разработке данного решения технологически был очень сложным, при межстрановых операциях была проработана масса нюансов. Такая архитектура с общей платформой интеграции позволила в дальнейшем технически обеспечить прохождение платежей за рубежом в стандартном режиме.

Были ли какие-то барьеры для развития технологической части системы? Как их удалось решить? Есть ли сегодня какие-то сдерживающие факторы для ее развития?

- Мы не можем просто купить готовое коробочное решение ни у одного вендора, поэтому все наши продукты мы делаем с нуля и они уникальны.

На сегодняшний день мы накопили достаточно опыта и стали центрами экспертизы по многим вопросам.

В самом начале, конечно, были сомнения участников рынка – никто просто не верил, что в России за такой короткий срок можно сделать свою надежную платежную систему, которая не будет уступать западным аналогам. Сейчас, когда все наши продукты успешно работают, очевидно, что для нашей команды нет неразрешимых задач.