Покупатели разных поколений будут по-разному возвращаться к покупкам в офлайне. Согласно совместному исследованию SAP и The Economist Intelligence Unit, беби-бумеры и люди поколения X, скорее всего, откажутся от некоторых из своих новых привычек при совершении интернет-покупок и вернутся к офлайн-покупкам быстрее, чем представители следующих поколений. Российские эксперты отмечают, что выводы исследования совпадают с теми трендами, которые отмечают отечественные ретейлеры, провайдеры платежей и маркетинговые агентства.
© ComNews
14.01.2021

Согласно исследованию SAP и The Economist Intelligence Unit, беби-бумеры и люди поколения X, скорее всего, откажутся от некоторых из своих новых привычек при совершении интернет-покупок и вернутся к офлайн-покупкам быстрее, чем представители следующих поколений. Опрос проведен в сентябре 2020 г., эксперты определяли основные привычки покупателей, а также предпочтительные каналы покупок до пандемии, во время пандемии и после снятия ограничений. В исследовании четко прослеживается тенденция к изменению поведения потребителей, они все больше покупают в интернете как товары первой необходимости, так и не столь существенные вещи.

Согласно результатам исследования, хотя общие ежемесячные розничные расходы в исследуемых странах снизились на 9% с I квартала по II квартал 2020 г., онлайн-расходы увеличились в среднем на 15%. При этом во время пандемии онлайн-покупки основных товаров, таких как бакалея и моющие средства, активно росли, среднемесячные расходы на эти две категории увеличились на 78% и 49% соответственно. После ослабления ограничений новые привычки сохранятся, однако будут несколько отличаться у покупателей разных поколений. Так, миллениалы и поколение Z сократят интернет-покупки на 4%, поколение X - уже на 6%, а вот беби-бумеры - на 9%.

Исследование охватило более 4000 покупателей по всему миру, в нем проанализированы уровни расходов до и после пандемии среди представителей разных поколений.

Представитель пресс-службы "AliExpress Россия" рассказал, что пандемия и самоизоляция в России стали драйвером для онлайн-торговли. "Многие продавцы перешли в онлайн с собственными магазинами или вышли на маркетплейсы. Для пользователей это оказался вынужденный переход к покупкам онлайн. Доля локального бизнеса в обороте "AliExpress Россия" увеличилась в два раза, в том числе благодаря пандемии. За это время число локальных продавцов увеличилось и сейчас составляет более 22 тыс., которые предлагают нашим покупателям порядка 3,5 млн различных товаров", - рассказали в пресс-службе AliExpress.

По словам представителя пресс-службы AliExpress, в период изоляции перераспределился спрос - покупали больше товаров первой необходимости. После отмены самоизоляции в AliExpress не заметили падения интереса к онлайн-шоппингу, а наоборот, рассчитывают на стабильный рост.

"Покупки через интернет открывают и новые группы пользователей - в апреле, еще в начале пандемии, мы отметили активность старшего поколения на площадке: прирост покупателей в возрасте от 55 до 64 лет составил 50%, а количество пользователей от 65 лет и выше выросло на 60%. Кроме товаров первой необходимости пользователи проявляли интерес к большому количеству других направлений. Например, в III квартале 2020 г. на 35% вырос интерес пользователей к товарам российских брендов из fashion-категории. Весной и летом на AliExpress наблюдался рост спроса на товары для туризма и активного отдыха. В мае-августе объем платежей пользователей за мебель для кемпинга увеличился в 15,8 раза по сравнению с таким же периодом годом раньше. В целом сегмент кемпинговых товаров вырос на 16,5%!" - заявили в пресс-службе AliExpress.

Как рассказал представитель пресс-службы "AliExpress Россия", самоизоляция привела к росту интереса к технике и гаджетам. Так, по данным пресс-службы, за год спрос на ПК у россиян вырос вдвое, а на ноутбуки - в 1,4 раза. Кроме того, введение режима самоизоляции изменило досуг пользователей. Например, спрос на игровые приставки в пандемию вырос в четыре раза, что стало уникальным событием для игровой индустрии.

"Другая важная категория - товары для заботы о здоровье и красоте. В период с ноября по декабрь категория аппаратов для измерения показателей здоровья выросла в 5 раз год к году, а пульсоксиметры, например, стали в 31 раз чаще заказывать. Кроме того, во время пандемии пользователи занялись ремонтом. Так, во II квартале 2020 г. продажи инструментов для ремонта выросли на 94% по сравнению со II кварталом 2019 г. Также стоит отметить рост интереса к продуктам питания с быстрой доставкой", - рассказали в пресс-службе "AliExpress Россия".

Представитель пресс-службы Ozon сообщил, что весной 2020 г. пандемия привела в онлайн множество новых пользователей. "Многие россияне впервые попробовали онлайн-шопинг в условиях, когда привычные офлайн-точки были недоступны, что, очевидно, сказалось на росте продаж. Самой востребованной категорией на Ozon весной стали товары повседневного спроса: в апреле мы доставили 2,2 млн заказов с fmcg-товарами - в 2,7 раз больше, чем годом ранее. Помимо товаров повседневного спроса, пользователи также приобретали все необходимое для поддержания привычного образа жизни в самоизоляции - от товаров для мелкого ремонта и фитнеса в домашних условиях до товаров для хобби и творчества и товаров для обустройства удаленного рабочего места", - отметили в пресс-службе Ozon.

По данным Ozon, в разгар самоизоляции, апреле-мае 2020 г., число новых клиентов интернет-магазина выросло на 84% по сравнению с прошлым годом. "Открытие офлайн-точек после долгого перерыва россияне восприняли с радостью, но от интернет-покупок не отказались, успев за два месяца самоизоляции оценить их удобство. В июле каждый четвертый новичок, пришедший на Ozon в апреле-мае, вернулся за покупкой, а каждый седьмой - сделал за два месяца лета два заказа или больше. По итогам же III квартала количество заказов на Ozon удвоилось в годовом отношении и превысило 16,6 млн", - поделились информацией в пресс-службе Ozon.

Представитель пресс-службы Tele2 объяснил, что из-за пандемии клиенты распробовали цифровой образ жизни и по-настоящему оценили удобство сервисов, которые раньше использовали редко или не использовали вовсе. "По нашим данным, каждый третий из сегодняшних пользователей интернет-магазинов и цифровых сервисов стал совершать покупки онлайн именно во время пандемии. Судя по динамике трафика, люди не поспешили отказываться от онлайн-сервисов после облегчения карантинных ограничений. Да, ускоренная цифровизация была вынужденной, но открыла клиентам все преимущества онлайн-мира и способствовала улучшению качества жизни. Сформированные пандемией цифровые привычки сделали комфортными многие рутинные процессы и потому останутся с пользователями и после того, как пандемия отступит", - сообщили в пресс-службе Tele2.

Аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов отметил, что выводы исследования в целом совпадают с трендами, которые отмечают зарубежные и отечественные ретейлеры, провайдеры платежей и маркетинговые агентства. "Можно предположить, что сценарий выхода из локдаунов, в том числе частичный возврат к офлайн-покупкам, действительно состоится. Некоторые сетевые магазины в США уже готовятся к этому, перебрасывая часть персонала обратно в торговые залы и расширяя перечень услуг, например с готовой едой без доставки - навынос. В основном покупали то же самое, что и до пандемии. Лидировали непродовольственные товары - одежда, техника, электроника, предметы быта. Но доставка продуктов росла заметно быстрее других сегментов. По итогам года она может составить около 5% всего объема онлайн-продаж. Менее выраженный, но тоже сильный рост наблюдался в сегменте продажи лекарств и предметов гигиены", - подчеркнул Валерий Емельянов.

По его словам, за время пандемии торговые сервисы успели серьезно прокачать не только логистику, но и сам подход к клиентам. "Например, подписки на товары стали более удобными. Можно предположить, что рутинные регулярные закупки останутся в онлайн-сегменте. Это в первую очередь бытовая химия, массовая косметика, предметы гигиены, товары для уборки дома. Продукты питания в значительной мере откатятся обратно. Людям хочется выбирать свежие овощи и фрукты самостоятельно. При этом бакалея, крупы, замороженные продукты - это может остаться в доставке. Условно говоря, до 10% клиентов полностью вернутся в офлайн, потому что так привыкли, еще 10-20% уйдут в онлайн еще сильнее, а остальные 70-80% будут пользоваться обоими каналами продаж в зависимости от того, что конкретно они планируют покупать, какой состав семьи, какие магазины в округе, какой у них транспорт и т.д.", - прогнозирует Валерий Емельянов.

Новости из связанных рубрик