Точка зрения / январь 2021
Три препятствия в управлении данными компании

Борис
Щербаков

вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России
© ComNews
25.01.2021

Экономические проблемы из-за пандемии вынудили руководителей компаний бороться за то, чтобы их продукция или услуги продолжали пользоваться спросом. А ключевую роль в этой борьбе играют именно ИТ-директора. А все потому, что на сегодняшний день конкурентоспособность организаций напрямую зависит от того, насколько быстро удастся превратить данные в полезную аналитику, которая и определяет результаты деятельности компании. Судьба компаний заключена в их данных.

Но все не так просто, как может показаться. В так называемое "десятилетие данных" ожидалось, что к 2025 году мировой размер данных достигнет 175 ЗБ, однако на текущий момент в мире анализируется менее 0,5% генерируемых данных. Сырых данных слишком много. Пока организации собирают все больше и больше данных, однако данные накапливаются гораздо быстрее, чем можно было бы качественно их проанализировать. По результатам исследования Forrester Analytics Global Business Technographics за 2019 г., более трети ИТ-руководителей считают вопрос "поиска, сбора, администрирования и регулирования данных по мере их накапливания" одной из наиболее серьезных трудностей.

Предприятия, разумеется, осознают, что именно доступ к качественным данным позволит повысить уровень обслуживания заказчиков и развивать компанию. А использование всех преимуществ обладания данными поможет выйти вперед в конкурентной гонке. Абсолютно в любой отрасли новые технологии приводят к отказу от старых и внедрению новых методов взаимодействия между людьми. Потребители же приобретают все большую значимость и требуют более информированной, более персонализированной продукции.

Такие изменения открывают множество возможностей для бизнеса. У ИТ-руководителей нет проблем с недостатком достойных проектов или расстановкой приоритетов: настоящей проблемой для них является факт, что из-за экономической нестабильности множество проектов пришлось заморозить, а потому крайне важно выбрать правильные направления для развития. Компании смогут расширить цифровые горизонты, ускорить инновации и приобрести конкурентные отличия, но для этого им понадобится переориентировать свою деятельность и преодолеть три главных препятствия.

  1. Управление данными: сырые, распределенные, разнообразные

К сожалению, текущие подходы к управлению данными не подкрепляются подходящими инструментами, которые позволили бы обеспечить соответствие требованиям цифровой эпохи. ИТ-руководителям необходимо, к примеру, понять, как извлечь преимущества из разрозненности, нежели пытаться ее устранить, ведь сейчас наблюдается тенденция к отказу от централизованного управления данными. Тенденция объясняется ростом объема распределенных данных из-за использования в граничных вычислениях технологий для Интернета вещей. Каждую секунду к Интернету подключается 127 новых устройств Интернета вещей, а Gartner прогнозирует, что к 2025 году 75% всех корпоративных данных будет генерироваться и сохраняться периферийными устройствами. Периферия генерирует все больше данных, так что стратегии централизованного управления данными, включающие перенос распределенных данных в облако, просто не смогут обеспечить непрерывно растущие потребности.

А ведь большая часть хранимых данных никак не используется для бизнес-развития: их собирают, архивируют и навсегда забывают. Стремительный рост объема сырых данных говорит о том, что компаниям едва ли удается извлекать из данных все преимущества, не говоря об управлении ими. Добавим к этому современный спрос на предоставление данных в реальном времени и получим примерное понимание о том, что будет происходить в сфере управления данными в ближайшие 5–10 лет. Аналитики компании Forrester прогнозируют, что в период с 2019 по 2024 годы объем данных, хранимых предприятиями в формате файлов или объектов, утроится. Данные используются все более сложными способами, а потому необходимо особое внимание уделить управлению данными.

Повышение уровня сложности отразится и на нормативных требованиях, а также требованиях к безопасности. Интернет-технологии стремительно распространяются, площадок граничных вычислений также становится больше, а значит и потенциально уязвимых мест не становится меньше: взять хотя бы массовый переход на удаленную работу во время пандемии в этом году. Это значит, что сейчас компаниям как никогда важно неукоснительно соблюдать требования стандартов, пусть даже они и непрерывно изменяются.

ИТ-руководители могут изменить подход к управлению данными в эру данных: для этого нужно предпринять определенные критически важные меры. Прежде всего, необходимо расширить доступ к бизнес-данным, чтобы сотрудники могли без труда находить и использовать высококачественные обработанные данные, необходимые им для работы. Также необходимо предоставить инженерам данных и специалистам по обработке и анализу данных доступ к инструментам, которые позволят получать ценную бизнес-аналитику. И наконец, необходим единообразный подход к развертыванию и администрированию данных, приложений и инфраструктуры во всех компонентах корпоративной ИТ-системы.

  1. Выход на новый уровень инноваций

Gartner прогнозирует, что к 2022 году более 50 % бизнес-данных будет создаваться и обрабатываться вне центров обработки данных или облачных сервисов, по сравнению с менее чем 10 % в 2019 году. Иными словами, большая часть данных будет генерироваться на периферии, обрабатываться в реальном времени, что и откроет перед нами двери в новую эру инноваций с невиданными доселе возможностями. Умные транспортные средства станут автономными, телемедицина предоставит полный доступ к медицинским услугам, а цифровые города улучшат качество жизни миллиардов людей.

Фокус в области управления данными смещается в пользу граничных вычислений, и организации требуют от своих ИТ-отделов обеспечивать все больше функций по мгновенному предоставлению качественных и актуальных данных на удаленных площадках. Организации признают, что не всегда практично переносить распределенные данные в централизованную инфраструктуру в ЦОД или публичном облаке для последующей своевременной обработки и анализа. Наоборот — важнее перенести инфраструктуру ближе к периферии, то есть к месту генерации и обработки данных. Отсюда следуют вопросы о выработке единообразного подхода к управлению инфраструктурой и данными при наличии центра, нескольких поставщиков облачных сервисов и большого количества площадок граничных вычислений, причем задача постоянно усложняется.

Все дело в том, что решения, которое подошло бы любой компании, не существует, и только ИТ-руководители могут найти способ устранить эти препятствия. К примеру, чтобы задать единообразие в сфере управления данными, можно создать единый операционный узел на базе ядра и настроить гибридное облако для периферии, а затем подключать к ним все новые устройства. Стоит также наладить единообразную среду разработки, запуска и управления современными приложениями. Для генерации и обработки больших объемов данных крайне важно вкладывать средства в безопасные платформы для управления периферией инфраструктуры, а также приложения и устройства. К тому же обучение управлению периферийной экосистемой позволит ИТ-руководителям адаптировать имеющиеся решения для эффективного достижения бизнес-целей.

  1. Человеческий фактор: создание корпоративной культуры и правильная мотивация сотрудников

Чтобы извлечь из бизнес-данных все возможные преимущества, необходимо выделять время на инновации и монетизацию данных. По информации Gartner, только 22% рабочего времени сотрудников, управляющих данными, тратится непосредственно на управление данными1. Это прежде всего свидетельствует об острой необходимости в культурной перезагрузке, в новом определении ценности инновации, то есть критически важного для компании ресурса, который всегда должен быть в приоритете каждого сотрудника.

Это подводит нас к факту, что самые разные отделы и сотрудники компании, причем из разных подразделений, часто работают с данными организации, используя их для различных целей. Отсутствие координации этих отделов усложняет внедрение единого подхода к управлению данными.

При этом для решения такой проблемы недостаточно просто привлечь больше специалистов по обработке и анализу данных: в некоторых организациях нет важнейших в управлении данными должностей, а сотрудникам не хватает навыков, которые позволили бы компании стать по-настоящему интеллектуальной. Специалисты по обработке и анализу данных высококвалифицированы и узкоспециализированы, а потому редки и дорого обходятся компаниям, в которых работают. Именно поэтому необходимо обеспечить им возможность максимально эффективно использовать рабочее время. Чтобы понять, все ли делается правильно, ИТ-руководителям стоит поинтересоваться, сколько времени такие сотрудники тратят непосредственно на обработку и анализ данных, то есть на наращивание ценности компании, а сколько времени уходит на второстепенные задачи.

Как только эти три препятствия будут устранены, компании смогут без труда адаптировать свои процессы к требованиям современных технологий и тенденций потребительского спроса. С подходящей инфраструктурой, проработанной стратегией управления данными и правильно подобранными сотрудниками любая компания сможет легко войти в эру данных и извлечь все их преимущества, но только если объединится в своем стремлении к инновациям.

1Анализ исследования: Data Management Struggles to Balance Innovation and Control, Gartner, март 2020 г.