По оценке Data Insight, объем российского рынка e-сommerce в 2020 г. достиг 2,5 трлн руб. При этом 65% посылок, доставленных в 2020 г., приходится на собственные логистические службы магазинов.
© ComNews
29.01.2021

Data Insight оценивает рост рынка e-commerce в 2020 г. в 44%. По оценке Data Insight, объем рынка e-сommerce в 2020 г. достиг 2,5 трлн руб. Без влияния пандемии рост составил бы только 29%. Средний рост интернет-торговли (CAGR) с 2011 г. до 2019 г. составил 28%. В 2019 г. темпы роста увеличились - в первую очередь за счет инвестиций больших магазинов и маркетплейсов в рекламу и инфраструктуру. С 2019 г. по 2024 г. Data Insight прогнозирует средний рост интернет-торговли в 33,2%. За это время рынок материальных продаж через интернет вырастет до 7,2 трлн руб. Вклад факторов кризиса в онлайн-продажи составит 1,6 трлн руб. за пять лет.

Логистика для электронной коммерции составляет небольшую долю от российской логистики в целом, однако в 2020 г. она также демонстрировала рост. Пандемия и принятые ограничения, влияние которых стало основным фактором снижения объемов грузоперевозок, усилили рост электронной торговли и соответствующего сегмента логистики.

Объем российского рынка логистики для электронной коммерции, по оценке Data Insight, в 2020 г. составил 883 млн отправлений. Оценка основана на данных от логистических компаний и "Почты России", а также данных Data Insight по числу отправлений на рынке электронной коммерции. Оценка учитывает C2C-продажи, которые осуществляют частные лица через социальные сети и специализированные площадки, и MLM. Оценка не включает импорт, экспорт и продажу еды. Объём Wildberries и Ozon рассчитан по числу заказов, а не отправлений (в некоторых случаях они не совпадают).

Data Insight оценивает суммарное количество точек выдачи (с разными адресами) в России более чем в 50 тыс. Это число включает в себя классические ПВЗ (39%), постаматы (34%) и ретейл-ПВЗ (27%). Помимо этого, выдача заказов доступна в аптечных сетях и отделениях "Почты России". За 2020 г. доставлено 883 млн отправлений - на 35% больше, чем в 2019 г. 65% посылок, доставленных в 2020 г., приходится на собственные логистические службы магазинов, 23% - на логистические компании, 12% доставлено по почте.

По оценке Data Insight, самый популярный канал доставки - ПВЗ и постаматы. По оценке Data Insight, в первой половине 2020 г. через ПВЗ и постаматы получено 68% всех посылок. Лидер рынка, Wildberries, доставляет через ПВЗ 90% всех посылок.

Оценка рынка фулфилмента в 2020 г. - 27,5 млрд руб. и 109 млн отправлений. Совокупный среднегодовой темп роста с 2018 г. составил 63%. При этом в 2019 г. российские магазины отправили 24 млн заказов тяжелее 10 кг и 7 млн заказов тяжелее 30 кг. К категориям с наибольшей долей крупногабарита относятся шины и диски (здесь 95% всех заказов тяжелее 10 кг), мебель (90% заказов тяжелее 10 кг) и товары для ремонта и строительства (70%). В первой половине 2020 г. среднее время доставки заказов из интернет-магазинов в крупных российских городах увеличилось по сравнению с 2019 г. В 2019 г. оно составляло четыре дня, а в 2020-м - почти пять.

В пресс-службе "Почты России" сообщили, что в 2020 г. количество e-comm-клиентов "Почты" выросло на 25%, при этом ожидаемая выручка от услуг для российских компаний интернет-торговли выросла на 12% и составила более 42 млрд руб. Всего за прошедший год "Почта России" доставила из российских интернет-магазинов 108 млн посылок, на 12% больше, чем в 2019 г.

Кроме того, по сообщению пресс-службы "Почты России", в 2020 г. на 23% выросло количество e-comm-отправлений из России за границу, а выручка "Почты России" от экспортных услуг увеличилась почти на 40% по сравнению с 2019 г. Активнее всего объемы экспорта начали расти к концу года: в сентябре и октябре - рост на 25%, в ноябре и декабре - больше чем на 30%. Основные направления - США, Германия, Великобритания и страны СНГ, лидеры по росту - Великобритания, США, Германия, Украина, Канада, Италия.

"Мы закончили 2020 г. с важным для нас результатом - практически все крупные российские e-сomm-компании стали нашими партнерами. При этом мы видим, что наш клиент стал гораздо требовательнее к качеству, гибкости и времени доставки. Поэтому мы продолжаем улучшать цифровые сервисы, развивать логистическую сеть и запускать новые форматы доставки. Мы сократили сроки доставки более чем по 136 тыс. направлений, и сейчас по крупным городам "Почта" доставляет товары на следующий день после отправки. В ближайшие два года мы хотим сократить сроки доставки для 80% заказов - до одного-двух дней", - отметил заместитель генерального директора по электронной коммерции АО "Почта России" Алексей Скатин.

В пресс-службе Ozon рассказали, что в прошлом году развивали "последнюю милю" по модели логистического маркетплейса. Это значит, что на этапе выдачи заказа с Ozon сотрудничает малый и средний бизнес - партнеры компании. Они открывают брендированные пункты выдачи заказов Ozon, устанавливают постаматы, оказывают курьерские услуги по доставке и получают с этого доход. "Сейчас у нас 4600 брендированных ПВЗ, 80% из которых успешно управляются нашими партнерами, также у нас 7500 постаматов и 2700 курьеров", - сообщили в пресс-службе Ozon.

В 2021 г. Ozon планирует сфокусироваться на развитии партнерской сети ПВЗ. "Такой формат помогает нам быстрее масштабироваться и при этом дает возможности поддержать предпринимательство в регионах. Сейчас мы тестируем новые решения, которые позволят нашим партнерам больше зарабатывать. Например, мы уже пробуем в ПВЗ систему выдачи заказов от сторонних интернет-магазинов - за каждый такой заказ наш партнер будет получать фиксированное вознаграждение сверх основного дохода. Что касается "первой мили", то здесь мы тоже не отстаем и серьезно инвестируем в её масштабирование и укрепление. На текущий момент у нас более 230 тыс. кв.м фулфилмент-площадей (в конце 2018 г. их было менее 100 тыс.) и более 40 сортировочных центров", - сообщили в пресс-службе Ozon.

Представитель пресс-службы Wildberries подчеркнул, что в 2020 г. около 99% заказов доставлялись с помощью собственной логистической службы Wildberries. "Мы в Wildberries долгое время развивали собственную логистическую службу, а с 2020 г. начали сотрудничество и с логистическими партнерами. Партнерская доставка задействована по России частично в маршрутах от логистических центров до точек выдачи заказов, а в Германии, Польше, Словакии, Израиле и на Украине мы используем только партнерскую логистику. За 2020 г. число партнерских и собственных точек выдачи заказов во всех странах присутствия компании выросло в 14 раз до 91 тыс. В наших планах - дальнейшее развитие сети точек выдачи за счет партнерства с малым и средним бизнесом, выход в новые населенные пункты и рост нашего присутствия на международных рынках", - поделились информацией в пресс-службе Wildberries.

По словам аналитика "Фридом Финанса" Евгения Миронюка, с учетом того, что по результатам первого полугодия 2020 г. доля e-commerce в России выросла до рекордных 10,9% (данные АКОРТ), доля онлайн-торговли в российском ретейле может вырасти с 6,1% в 2019 г. до 11% и выше по итогам всего 2020 г.

Как пояснил Евгений Миронюк, процент заказов, осуществляемых самими маркетплейсами, посчитать сложнее, но с учетом того, что происходит укрупнение игроков рынка, выяснить долю таких заказов, используя маркетинговые исследования, стало легче.

Однако он соглашается с оценкой Data Insight объема рынка электронной торговли в России в 2,5 трлн руб. и прогнозирует, что среднегодовые темпы роста рынка в мире будут достигать 16,5%, со ссылкой на данные аналитического исследования от eMarketer. "Ожидаем, что в России в 2021 г. рост может оказаться быстрее", - говорит Евгений Миронюк.

Новости из связанных рубрик