Согласно аудированной отчетности Mail.ru Group за 2020 г. совокупная сегментная выручка компании выросла на 25% в сравнении с 2019 г. и составила 32,9 млрд руб. Эксперты отмечают, что компания сделала что могла в условиях стагнации рынка.

© ComNews
05.03.2021

Совокупный сегментный показатель EBITDA компании снизился на 25,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 7,3 млрд руб. При этом совокупная чистая прибыль компании снизилась на 68,8% и составила 1,7 млрд руб.

В отчете сообщается, что, несмотря на неблагоприятные условия на рынке рекламы, выручка компании от рекламы росла на протяжении всего 2020 г.: в IV квартале рост составил 10,2% (по сравнению с 5,3% в III квартале), а за год - 5,3%. Как и раньше, основной вклад в успех внесла "ВКонтакте" - рост ее выручки в IV квартале составил 17,2% в годовом сопоставлении (в III квартале - 12,9%), а число активных рекламодателей выросло на 30% по сравнению с IV кварталом прошлого года. Несмотря на пандемию и бизнес-модель, ориентированную преимущественно на рекламу, выручка "ВКонтакте" за 2020 г. выросла на 14,9% и составила 25,4 млрд руб. Таким образом, с 2014 г. она увеличилась более чем в пять раз. Несмотря на пандемию, соцсеть сохраняет курс на удвоение показателя за 2018 г. (тогда выручка составила 18,4 млрд руб.) к концу 2022 г.

Согласно данным, приведенным в отчете компании, My.Games по-прежнему растет быстрее мирового рынка игр: в 2020 г. рост составил 30,4% (до 40,7 млрд руб.), а в IV квартале - 27,1% (до 11,1 млрд руб.). 2020 г. оказался беспрецедентным для игрового направления: так, во II квартале зафиксирован рост на 47%. Но несмотря на высокую базу, ожидается, что франшизы и другие существующие продукты, а также проекты, реализация которых еще не начата, обеспечат My.Games двузначный органический рост в 2021 г. Mail.ru рассчитывает, что EBITDA My.Games в 2022 г. вдвое превысит значение 2018 г. (5 млрд руб.), а показатель 2021 г. будет свидетельствовать об уверенном движении к поставленной цели.

Также продолжила рост "Юла": выручка проекта за 2020 г. составила 3 млрд руб. (+43% в годовом сопоставлении) при значительном снижении уровня убытков по EBITDA (-2,2 млрд руб.). В 2021 г. Mail.ru стремится обеспечить выручку "Юлы" на уровне 3,6-3,9 млрд руб. и значительно приблизиться к самоокупаемости сервиса.

Выручка консолидированных образовательных онлайн-сервисов Skillbox и GeekBrains в IV квартале выросла в 3,1 раза в годовом сопоставлении (до 2,6 млрд руб.). Выручка за год в размере 6,1 млрд руб. превысила целевой показатель (не менее 5 млрд руб.). По прогнозам Mail.ru, темпы роста сервисов онлайн-образования в 2021 г. превысят 30%, несмотря на ожидаемую нормализацию рынка в связи с выходом из пандемии. Направление онлайн-образования приносит прибыль, и планируется, что с I квартала 2021 г. ввиду значительного масштаба деятельности и доказанной рентабельности оно будет выделено в отдельный сегмент внутри финансовой отчетности компании.

Генеральный директор Борис Добродеев отмечает, что стратегические приоритеты Mail.ru остаются неизменными. По его словам, это в первую очередь сосредоточиться на основных направлениях деятельности и построить ведущую интернет-экосистему вокруг "ВКонтакте". А также продолжать демонстрировать опережающую динамику по отношению к рынку цифровой рекламы, чтобы обеспечить соответствие доли рынка Mail.ru лидирующим позициям компании по охвату аудитории и времени, проводимому в сети. Mail.ru также собирается продолжать масштабировать игровой бизнес и выводить его на международные рынки, делая ставку на рост рентабельности от эффекта масштаба и завершения перехода на мобильный формат. Кроме того, компания будет масштабировать сегмент "Новые инициативы" и работать в направлении его самоокупаемости (в ближайшей перспективе достичь этой цели планируется для "Юлы").

"Мы ожидаем, что в 2021 г. выручка вырастет на 18-21% и составит около 127-130 млрд руб., а рентабельность по EBITDA повысится по сравнению с 2020 г. Напомним, что деятельность в сфере транспорта, фудтеха и электронной торговли ведется в рамках совместных предприятий, которые учитываются по методу долевого участия и не включены в указанный прогнозный показатель", - сообщил Борис Добродеев.

По его словам, несмотря на объективные трудности 2020 г., Mail.ru продолжала придерживаться курса на масштабирование бизнеса и предоставление пользователям удобных, безопасных и совместимых продуктов и технологий, а также стремилась создавать добавленную стоимость для акционеров.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын объясняет, что компания сделала что могла в условиях стагнации рынка интернет-рекламы, но перспектив сокращения отрыва от "Яндекса" не видно. "Выручка обогнала наш прогноз на 1% - в нашей записке прогнозировалась выручка в 106 млрд руб., а получилось 107 млрд руб., - но ясно, что это не то, на что можно было бы рассчитывать, если бы компания в самом деле укрепилась на рынке электронной коммерции. Ведь там темпы прироста достигают 30% в год, а лидеры рынка удваивают выручку", - сообщает Леонид Делицын. По его словам, драйвером роста в течение всего года выступало игровое направление. Диверсификация бизнеса Mail.ru, за которую холдинг много лет хвалили аналитики, наконец, сыграла стабилизирующую роль.

"С драйверами роста картина стала менее ясной, хотя очевидно, что компания их ищет и активно инвестирует в новые направления. Но появилось два "но". Раньше стратегия была понятна - строить экосистему вокруг электронной коммерции. Вероятно, с партнерами, состав которых можно было легко угадать. Поэтому обращают на себя внимание слова отчета о строительстве экосистемы, в центре которой будет VK - который увеличил выручку на 14%. Раньше генеральный директор компании говорил о стратегии строительства экосистемы экосистем, в ядре которой будет электронная коммерция - эти слова по-прежнему есть на сайте в разделе "Стратегия". Изменение акцентов может оказаться существенным, особенно ввиду того, что новые направления, такие как мобилити, фудтех и т.п., в отчете не отражены, поскольку реализуются в виде совместных проектов. Впрочем, если бы они были отражены сейчас, то еще снижали бы прибыль - поскольку должны быть убыточны, - но вопрос в том, смогут ли они быть отражены в будущем в случае успеха. И берут ли вообще партнеры холдинг в будущее, построенное на основе электронной коммерции? Или же новые направления останутся самостоятельными компаниями, а холдинг будет в них крупным акционером?" - размышляет Леонид Делицын.

По словам аналитика, все это затрудняет понимание, что собой холдинг представляет сейчас и какова его стратегия. "А в период пандемии фондовый рынок больше ценит ясные перспективы, чем текущие показатели. Например, показатели SalesFoce (CRM) значительно обогнали прогнозы аналитиков, но компания снизила прогнозы на 2022 г., и ее акции подешевели на 4%. Акции Mail.ru Group сегодня тоже потеряли 2%, и это при том, что они уже и так очень недороги по сравнению с аналогами. Очевидно, фондовый рынок тоже хочет видеть драйверы роста и одних лишь потуг сторонних аналитиков их найти игрокам недостаточно. Нужно, чтобы менеджмент нарисовал ясные перспективы будущего", - считает Леонид Делицын.

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин отмечает, что в 2020 г. выручка компании по стандартам МСФО выросла на 4,5% до 100,5 млрд руб. При этом чистый убыток составил 21,2 млрд руб. против 18,9 млрд руб. чистой прибыли по итогам 2019 г. "В IV квартале наметилась тенденция восстановления ключевого, с долей в 48% в выручке, для бизнеса компании сегмента "Социальные сети и коммуникационные сервисы". Его выручка в октябре-ноябре выросла на 9,6% год к году, до 16,2 млрд руб., в то время как в III квартале рост составлял 1,5%. Позитивная динамика выручки компании в IV квартале в существенной мере определена статистикой сегмента MMO-игр, где рост составил 23,1% год к году, до 9,8 млрд руб. Прочая выручка в IV квартале 2020 г. выросла на 121,7% год к году и составила 5,4 млрд руб.", - отмечает Александр Осин.

По его словам, убыток компании в определяющей мере - по итогам первых трех кварталов на 80% - это разовая переоценка с понижением балансовой стоимости ассоциированных компаний и совместных предприятий, которая частично, впрочем, компенсирована прибылью от финансовых вложений. "Учитывая долгосрочную статистику компании, полагаем возможным, что в условиях восстановления экономики и финансовых рынков - в рамках базового сценария на 2021 г. - компания, как и в периоды восстановительных циклов 2009-2012 гг. и 2016-2017 гг. продемонстрирует в 2021 г. положительную статистику прибыли от долевого участия в зависимых компаниях. С учетом текущих рыночных трендов в рамках консервативного сценария ожидаем восстановления балансовой стоимости ассоциированных компаний группы и оцениваем данный показатель уровне 2,5 млрд руб.", - считает Александр Осин.

Аналитик подчеркивает, что прогноз чистой прибыли Mail.ru Group по итогам 2021 г. составляет 16,6 млрд руб. По итогам 2021 г. он ожидает восстановления ROA компании на уровне 2% против 1,7% в среднем для последнего экономического цикла 2013-2019 гг. "Для сравнения, в 2010-2012 гг. это показатель был ниже, составляя 0,8%. Итоговый прогнозный показатель прироста активов в 2018-2021 гг. принимаем на уровне 74% против 96% и 98% в периоды посткризисного восстановления 2009-2012 гг. и 2014-2015 гг. Основной драйвер - долгосрочные ожидания. Mail.ru с 2013 г., то есть практически с начала последнего периода застоя в экономике, нарастила активы в три раза. При этом долгосрочная статистика показывает, что ускорение ВВП РФ транслируется с определенным временным лагом в значительное, на несколько процентов, повышение ROA компании", - прокомментировал Александр Осин.

В рамках долгосрочных оценок эксперт ожидает роста активов компании в 2022-2026 гг. на 2% (г./г.) в среднем против 0,8% в 2016-2019 гг. и рентабельности активов на уровне 2,5%. Он предполагает в рамках базового сценария, что дивиденды за 2020 г. и 2021 г. вновь выплачены не будут. К концу 2021 г. Александр Осин оценивает справедливую стоимость Mail.ru Group на уровне 2071 руб. за бумагу.

Новости из связанных рубрик