Виталий
Дубинин

эксперт в mediatech, генеральный директор мобильного разработчика iD EAST
© ComNews
12.04.2021

На недавнем выступлении Townhall соучредитель Clubhouse Пол Дэвисон объявил, что релиз Android-версии Clubhouse отложен на несколько месяцев. Приложение появилось в AppStore весной 2020 года, но особенную популярность в России набрало в начале 2021 года. Однако уже в марте динамика прироста пользователей пошла на спад. Во многом это объясняется тем, что приложение до сих пор не выпустило версию для Android-устройств. Почему такая затяжная разработка версии приложения для самой популярной операционной системы усложняет жизнь пользователей и портит репутацию компании, рассуждает Виталий Дубинин, эксперт в mediatech, генеральный директор мобильного разработчика iD EAST.

Голосовая соцсеть Clubhouse наконец объявила о временных рамках запуска Android-версии. Пол Дэвисон отметил, что для перехода на Android понадобится еще несколько месяцев. Таким образом, релиз сдвинулся на начало лета 2021 года. До этого в январе Clubhouse уже анонсировал начало работы над версией для Android, но не вдавался в детали - не было объявлено ни о том, когда соцсеть станет доступна широкой публике, ни о конкретных преобразованиях функционала.

Чем это грозит? В первую очередь создатели Clubhouse, заходя на российский рынок, не учли, что из 10 пользователей мобильных устройств на долю айфонов приходится всего двое. Рынок России - Android-driven, и одновременно с этим уровень мобильной грамотности населения очень высок. Таким образом, компания поставила себя в положение, когда хайп среди 20% потенциальной аудитории уже улегся, в то время как 80% остались неохваченными. Это вызывает разочарование в продукте, который так и не удалось попробовать, и потерю интереса.

Причиной этому, вероятно, стало нежелание Clubhouse сразу выходить на массовый сегмент. Скорее всего, сначала планировалось проверить гипотезу о жизнеспособности формата - голосовая соцсеть, быстрое выстраивание комьюнити, площадка для личных брендов, цифровой гайд-парк. Приложение запущено в эпоху бума подкастов, к тому же люди в самоизоляции соскучились по общению.

Сам Дэвисон отмечает, что необходимо доработать приложение перед массовым притоком пользователей: адаптировать ленту активности приложения, инструменты, которые позволят пользователям больше контролировать push-уведомления, и запустить дополнительные функции персонализации - например, список предлагаемых комнат, сгенерированный для конкретного пользователя, которые появляются на экране при первом запуске приложения. Все это говорит о том, что компания на старте не изучила особенности рынка и не стала локализовать приложение с учетом потребностей аудитории отдельной страны.

Стоит отметить, что конкуренты не дремлют и у Clubhouse регулярно появляются аналоги - как для iOS, так и для Android. Например, Twitter Spaces планирует запустить релиз для широкой публики уже в апреле, что критически опережает Clubhouse и может послужить серьезным фактором снижения внимания к соцсети. Отсутствие Android-версии у Clubhouse дает фору другим разработчикам подобных соцсетей, в том числе и российским. Уже на старте они получают возможность применять опыт Clubhouse в свою пользу и создавать продукт, адаптированный для обеих операционных систем, с дополнительным функционалом, которого не хватает Clubhouse.

Еще одна серьезная проблема отсутствия Android-версии - связанный с этим рост количества киберпреступлений. В сторах постоянно появляются приложения под иконкой Clubhouse, которые на самом деле оказываются вредоносным ПО. Например, одно из таких приложений занималось незаконным сбором учетных данных пользователей, в том числе для сервисов Facebook, Twitter и Amazon.

Пол Дэвисон обратился к пользователям и предупредил, что существует проблема киберпреступлений, связанных с Clubhouse, и призвал их быть внимательнее и не использовать версии Clubhouse на Android, которые уже сейчас можно найти в сторах. Компания предупредила пользователей, что версии для десктопа также в данный момент не существует и ее разработка не является для компании приоритетом.

Остается наблюдать, как будет развиваться голосовая соцсеть на российском рынке и какие из ее конкурентов заслужат нашего внимания в ближайшее время.