Точка зрения / май 2021
Бизнес начинает осознавать ценность онлайн-активов

Андрей
Кузьмичев

первый заместитель генерального директора
RU-CENTER
© ComNews
11.05.2021

За последний год заметно, что бизнес стал более внимательно относиться к онлайн-активам. В первую очередь, в вопросах безопасности. В общем-то тренд был и раньше, а пандемия лишь ускорила этот процесс. И если раньше это можно было списать на субъективные ощущения, то сейчас появляются фактические подтверждения данного тренда. Причем из совершенно разных источников.

Массовый переход на удаленку и рост интернет-торговли вместе с удобством принес и различные вызовы в части безопасности. А стремительность этого перехода и роста повлекли смещение акцентов. Первоочередными стали не столько превентивные меры в области безопасности (все угрозы смоделировать просто невозможно), сколько максимально быстрая реакция на возникающие кризисные ситуации и их решение.

Адрес своего сайта мы зарегистрировали как товарный знак еще в 2008 году. Тогда это делали единицы. Даже лет 5 назад за год набирался от силы десяток новых доменов-товарных знаков. Сейчас порядок цифр совершенно иной. Я подсчитал, что только с начала прошлого года зарегистрировано более 400 доменов в качестве объекта интеллектуальной собственности.

В первую очередь, это делается для защиты бренда и ликвидации сайтов-клонов в рамках реализации судебных решений. Ежемесячно проходит более 200 заседаний арбитражных судов, касающихся вопросов использования домена. Значительная часть - как раз споры по защите прав интеллектуальной собственности и возможности использования домена, схожего до степени смешения с существующими адресами сайта или товарными знаками. Еще пару лет назад таких споров было намного меньше.

Однако по нашей практике большинство претензий решается еще на досудебном этапе. И в этом плане существенное значение приобретает скорость реагирования.

За последний год крупные компании стали активнее использовать различные программные решения по автоматизированному мониторингу присутствия бренда и защищенных товарных знаков в сети, в том числе в доменных именах. Речь идет как о поиске мошеннических сайтов, созданных для фишинга и копирующих визуальную айдентику бренда, так и о ресурсах, реализующих контрафактную продукцию без соответствующих разрешений от правообладателя.

И обоснованность такого подхода с оперативным мониторингом понятна - ценность репутации бренда растет и в глазах мошенников. Только за один квартал сейчас закрывают по 375 лжебанков, тогда как еще пару лет назад и за год их не набиралось 20 штук.

Пункты выше были связаны, в первую очередь, с крупным и средним бизнесом. Однако и малый, и микробизнес тоже стали по-другому воспринимать безопасность ресурсов и реализует набор мер, который для крупного и среднего бизнеса уже давно стал обязательным минимумом.

За последние два года в полтора раза увеличилось количество доменов, использующих SSL-сертификаты. При том, что общее количество зарегистрированных доменов в российских национальных зонах остается стабильным. Это значит, что все большее ресурсов переходят на безопасный протокол связи - сейчас их количество впервые превысило 1 млн. Иными словами - это уже каждый пятый зарегистрированный домен .ru. А если вычесть припаркованные домены или домены, используемые только для почты, то показатель будет еще выше.

Все большее количество микро-интернет-магазинов используют собственные ресурсы, а не ограничиваются только страницей-витриной в социальных сетях. Во многом в целях безопасности. Ровно потому, что несмотря на все преимущества и наличие аудитории, нельзя полностью полагаться на один канал размещения информации и быть зависимым от изменений настроек и политики в области контента владельца площадки.

Полагаю, что этот тренд будет продолжаться и все ближайшие годы и мы будем наблюдать значительный рост компаний и сервисов, предлагающих различные решения в области безопасности онлайн-активов бизнеса.