Точка зрения / май 2021
Новые стандарты современных ЦУРов

Максим
Прохоров

менеджер по работе с партнерами Sharp NEC Display Solutions в России
© ComNews
20.05.2021

Создание ситуационных центров в РФ – одно из приоритетных направлений региональной информатизации. Ситуационный (диспетчерский) центр, оснащенный средствами коммуникаций и интерактивного представления информации, предназначен для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов и других функций.

Ситуационные центры используются федеральными органами государственной власти, региональными органами, крупными промышленными предприятиями разных отраслей и др. Они решают такие задачи, как мониторинг состояния объекта управления, прогнозирование развития ситуации, экспертная оценка и оптимизация принимаемых решений, управление в кризисной ситуации, моделирование последствий управленческих решений с использованием аналитических систем.

В поиске оптимального решения

Например, центры управления регионами (ЦУР) помогают управлять структурами регионов из одного места, используются в сочетании с центрами обработки данных и принятия решений, куда стекаются информационные потоки от дорожно-транспортных систем, которые следят за состоянием на магистралях, систем "безопасного города", камер видеонаблюдения, систем оповещения от граждан и профильных служб. Все эти информационные потоки должны поступать в единый центр обработки данных и мониторинга, но пока что нет соответствующих единых стандартов.

Эти работы находятся на этапе формирования критериев и поиска оптимального подхода к созданию ЦУР. Тем не менее, уже сейчас можно выделить главные тенденции. В частности, центры управления регионами должны обеспечивать сбор всех данных, а также их обработку и хранение. Кроме того, операторам ЦУРов необходимо предоставить возможность работы с собранными данными в наглядном визуальном виде.

Помимо оснащения ЦУРов и предоставления сотрудникам Центров управления регионами на местах возможности видеть всю графическую и статистическую информацию, нужно сформировать единое медиа-пространство, позволяющее отображать данные от всех систем. Более того, все должно выводиться в единое информационное поле, на один большой экран в главном зале ЦУРа. Такими специальными решениями и занимается компания Sharp NEC Display Solutions.

От ЖК к светодиодным экранам

Поступающие данные разнородны: разные службы и сервисы предоставляют данные в удобном для них виде и формате. Задача ЦУРа - собрать эти данные и наглядно отобразить их для своевременного и правильного принятия информированных решений. Существуют разные концепции и критерии создания единой системы визуализации всех собираемых в Центре управления регионами данных. Общепринятым стандартом является создание большого экрана на основе ЖК-дисплеев с тонким швом – так называемой видео-стены.

Например, в ЦУРе Московской области в большом операционном зале находится огромная видео-стена на основе ЖК-дисплеев. Это та концепция, которая была принята изначально, и, наверно, сейчас такое решение наиболее востребовано при создании ЦУРов. Но есть и мировой опыт создания подобных центров управления разными системами: от отрасли энергетики до государственных служб.

Сейчас наблюдается тенденция перехода в решениях визуализации от видео-стен к светодиодным системам, которые позволяют получать экраны гигантских размеров с высоким разрешением и без швов, обеспечивают наилучшую цветопередачу и скорость отображения контента.

Комплексное решение

Помимо средств визуализации наша компания активно работает над созданием той среды, которая позволит транслировать на большие экраны всю информацию от разных источников. Это еще одно направление разработки решений для ситуационных центров – система для обмена и вывода информации на экран под названием Hiperwall. Она позволяет передавать изображения и данные от неограниченного количества источников по IP-сети на неограниченное количество средств отображения.

С технической точки зрения весь процесс смещается к работе с IP-потоками. Вся информация должна быть собрана и предоставлена в цифровом виде, и в таком же цифровом формате она должна передаваться на средства отображения, чтобы операторы могли наглядно работать с данными, правильно и быстро принимать необходимые решения.

В российском государственном секторе уже внедрено немало цифровых сервисов. И перспективы развития и создания Центров управления регионами самые радужные, поскольку многие сервисы и процедуры предстоит упростить и тем самым ускорить процесс принятия решений и обмен информацией между различными структурами, как минимум, в рамках региона. ЦУРы нужно активно развивать, формировать критерии работы и обмена данными для разных служб и систем в рамках регионов и между ними.

Будущее – в цифровизации

Мы одними из первых заглянули в будущее и поняли, что с информацией нужно работать только в цифровом виде, потому что это удобно, надежно и перспективно на ближайшие несколько десятилетий.

Как уже упоминалось, если раньше востребованными продуктами были видеостены с тонким швом, то сейчас идет переход на светодиодные решения. Они имеют много преимуществ по сравнению с ЖК-дисплеями.

Технология развивается быстро, и шаг пикселя стал настолько малым, что можно уже говорить о беспиксельной технологии экранов. К тому же нет никакой привязки к габаритам системы – эти экраны могут быть любой конфигурации, с любым соотношением сторон и разрешением. Можно создавать кастомизированные решения. При помощи подобных экранов и системы Hiperwall можно выводить данные с неограниченного количества источников. По моему мнению важно уже сейчас закладывать в создание технической базы Центров управления регионами наиболее перспективные решения.