Фото: ELMA
Фото: ELMA
Алексей
Трефилов

директор ELMA
Сервисные процессы не генерируют прибыль, но требуют ресурсов компании. Автоматизация таких процессов позволяет снизить издержки.
15.06.2021

Ижевск – одна из ИТ-столиц России. Многие основанные и базирующиеся здесь компании успешно работают во многих странах мира. О цифровизации и изменении подхода к управлению бизнес-процессами рассказал Алексей Трефилов, директор ELMA.

О цифровой экономике говорят уже не первый год. Отмечаете ли вы рост интереса государственных ведомств и бизнеса к проектам цифровизации?

– Разумеется, весь мир идет к цифре семимильными шагами уже долгое время. Мы привыкли получать сервисы через телефоны и ноутбуки. Банальное отсутствие возможности купить билет через Интернет здорово удивляет. Мир становится цифровым, сервисы становятся цифровыми, бизнес-процессы становятся цифровыми.

Раньше я говорил, что рост конкуренции и развитие технологий приведет к тому, что тот, кто следует принципам прошлого, останется в прошлом. Выиграют технологические лидеры. Даже в нетехнологических отраслях: можно производить максимально далекий на первый взгляд от компьютеров продукт, но его потребление, логистика, взаимоотношения с партнерами должны быть автоматизированы.

2020 год показал, что долго ждать не придется – меняться нужно сегодня. Когда люди оказались заперты по домам, а получить услуги в офисах и магазинах при личном обращении стало невозможно, поменялись лидеры рынков. Даже в такой консервативной отрасли как рестораны, произошла радикальная трансформация. Выиграли те, кто скорее смог реализовать цифровые сервисы доставки и сделать это максимально эффективно.

Конечно, в нашей практике бизнес всегда был более заинтересован в технологиях, чем государственные ведомства. Как правило, бизнес более компактен и мобилен, а внедрение технологий дает достаточно быстрый экономический эффект. В случае государственных ведомств всегда есть некоторый лаг. Но достаточно долгое время российское правительство вкладывает значительные усилия в развитие цифровых сервисов. К слову, тот же проект "Госуслуги" здорово изменил жизнь российских граждан и сделал государственные сервисы намного ближе к людям, чем раньше. Есть большое количество иных инициатив от государства – у властей есть понимание, что это реальная необходимость. Это действительно похвально. Путешествуя, я не раз замечал, насколько в нашем регионе все лучше развито, чем во многих консервативных, хотя и развитых странах.

Какие направления особенно востребованы, исходя из вашего опыта?

– В первую очередь, бизнес заботится об автоматизации основных бизнес-процессов – это такие процессы, которые приносят компании прибыль и реализуют его основную функцию. Без автоматизации они остались только в микробизнесах. Сегодня внимание, как правило, обращено уже к более узким задачам: взаимоотношения с клиентами, логистика, кадровые бизнес-процессы, закупки, управление финансами и т. д. Реальный выбор процессов сильно зависит от отрасли и размера организации.

ELMA известна на рынке как поставщик BPM-систем. Как изменилось отношение к автоматизации управления бизнес-процессами за последние годы?

– Лет 7 назад нам постоянно приходилось объяснять, что такое управление бизнес-процессами и зачем оно нужно. Главная заслуга последних лет – сегодня абсолютному большинству руководителей не требуется объяснять, что такое бизнес-процесс.

Автоматизация воспринимается не только как необходимость, но и нередко как инструмент для построения конкурентного преимущества. Многие компании отслеживают, что внедряют конкуренты и хотят вступить в цифровую гонку вооружений. Клиенты от этого только выигрывают, получая более качественные и чуткие сервисы.

Какие бизнес-процессы можно оцифровать? Что это дает заказчику?

– На самом деле, любые бизнес-процессы можно так или иначе оцифровать. Бизнес-процесс – это цепочка повторяющихся действий, которая приносит потребителям некоторую пользу. Бывают три группы процессов: основные, сервисные и процессы управления.

Основные процессы генерируют компании прибыль или позволяют выполнять основную функцию – такая формулировка лучше подходит для некоммерческих организаций и госсектора. Автоматизация таких процессов позволяет… лучше генерировать прибыль! Оказывать лучшие сервисы, тратить на это меньше собственных ресурсов, делать больше меньшими силами и в меньшие сроки.

То, что раньше делало десять сотрудников, теперь с легкостью смогут делать три. А еще они будут делать это в пять раз дешевле и тратить в три раза меньше времени. Кстати, если произойдет наплыв клиентов и спрос увеличится в два раза, то команда из тех же трех человек сможет справиться с ним без проблем. От такой автоматизации, как правило, выигрывает и компания, и ее клиенты.

Сервисные процессы нужны для обеспечения основной функции компании. Это процессы закупок, оплаты счетов, кадровые процессы, ремонты и т. д. Конкретный набор процессов сильно зависит от отрасли. Без этих процессов работа в компании встанет и основной процесс перестанет функционировать. Сервисные процессы не генерируют прибыль, но требуют ресурсов компании. Автоматизация таких процессов позволяет снизить издержки. Зачем тратить больше, когда можно тратить меньше и получать такой же результат или даже лучший?

Процессы управления позволяют ускорить мобильность управления организацией. Это всевозможные процессы планирования, от скорости которых зависит вся динамика работы компании. На практике масштабно автоматизируют их реже всего, в основном это запрос от достаточно крупных компаний.

Роботизация – одна из самых обсуждаемых тем сегодняшнего дня. Как RPA может использоваться при цифровизации бизнес-процессов?

– Роботизация позволяет исключить из бизнес-процессов монотонный человеческий труд. Сегодня такого труда встречается много в деятельности компаний самых различных отраслей. Люди тратят время на копирование и перенос данных, сверку документов, поиск ошибок и другую подобную работу. Это похоже на работу на конвейере: тут не нужно думать, но приходится сильно напрягаться. Человек достоин большего!

Более того, с такой работой человек справляется достаточно плохо. Он устает, совершает ошибки по невнимательности, у него могут сложиться всевозможные жизненные обстоятельства, которые отвлекут его от работы. В конце концов делать такую работу человеком просто дорого.

Робот делает работу быстро, без ошибок, 24 часа в сутки. А еще он не болеет и легко справляется с масштабированием бизнеса.

Еще одна популярная тема – low-code и возможность быстрой настройки системы под потребности бизнеса. Что вы предлагаете в этом направлении?

– Сегодня цифровизация – реальная потребность, закрыть которую силами одних программистов сложно и неправильно. В реинжиниринге процессов и проекте автоматизации в 2021 году должны участвовать не только "технари-ИТшники", а все вовлеченные в процессы сотрудники.

Никто не знает процесс так хорошо, как отраслевой специалист. При подключении новых специалистов получается классическая игра в "глухие телефоны". Когда в проекте автоматизации получается медленное в реализации, неудобное в использовании и бесполезное на практике решение.

Low-Code позволяет демократизировать автоматизацию компании и дать отраслевым специалистам инструмент, который говорит с ними на одном языке. Созданные Low-Code решения дешево и быстро производить, их легко поддерживать. Это совершенно другая реальность, когда ИТ – не преграда, а полезный и удобный инструмент на службе бизнеса.

Вы реализовали проект автоматизации внутренних процессов, документооборота и организации взаимодействия подразделений крупнейшей в Удмуртии сети бытовой техники и электроники. Расскажите о нем подробнее.

– У нас много заказчиков более чем в 30 странах мира. В Ижевске у нас на самом деле не так много заказчиков. Но один из них особенно важен, так как в самом начале нашего пути он стал одним из крупнейших на тот момент клиентов. Это "Корпорация Центр".

На сегодняшний день компания пользуется нашими продуктами уже более десяти лет. Многие решения сотрудники заказчика реализовывали самостоятельно, что особенно приятно. Продукт растет и развивается вместе с компанией. С течением времени было автоматизировано огромное количество сервисных бизнес-процессов, а также документооборот.

В деталях лучше познакомиться с проектом внедрения из первых уст – на нашем сайте есть раздел "Истории успеха", где мы берем интервью у наших заказчиков. Они сами рассказывают, как им дался проект цифровой трансформации, какие результаты они получили и как изменилась жизнь компании после внедрения BPMS.

Есть ли в вашем портфеле решения для госзаказчиков?

– Да, мы имеем несколько проектов внедрения BPMS в госсекторе, причем есть и очень крупные проекты, в том числе за рубежом. Но в общей массе таких проектов не очень много. В нашей стране неплохая инфраструктура, которая занимается этим вопросом достаточно централизованно.

Ваша компания базируется в Ижевске. Как вы видите свою роль в построении цифровой Удмуртии?

– Ижевск – одна из ИТ-столиц России. Здесь большое количество очень умных ребят и достойных ИТ-компаний, которые работают не только на всю Россию, но и успешны за рубежом. Все вместе мы создаем мощный человеческий ИТ-капитал региона.