Для взаимодействия заказчиков и разработчиков в промышленности, а также тиражирования лучших решений будет создана единая промышленная платформа. Она будет сформирована в рамках дорожной карты по развитию высокотехнологичной области "Новые производственные технологии". Ответственные за реализацию дорожной карты - государственные корпорации "Росатом" и "Ростех".
© ComNews
29.07.2021

Дорожная карта "Новые производственные технологии" направлена на развитие программных решений для промышленности: технологий цифрового проектирования, математического моделирования, управления жизненным циклом продукции и умного производства.

Кроме того, картой предусмотрено также создание центров тестирования российского промышленного ПО (ППО).

Координация работы по дорожной карте будет осуществляться Минцифры России.

Реализация дорожной карты будет проходить по пяти направлениям: поддержка проектов развития и внедрения промышленного ПО, тестирование российского и зарубежного ПО, развитие методологии разработки и внедрение лучших практик на предприятиях и в организациях, подготовка предложений в части изменений нормативно-правовой базы и развитие кадрового потенциала.

Всего на реализацию плана до 2024 г. планируется потратить 8,7 млрд руб. из федерального бюджета и 9 млрд руб. из внебюджетных источников. В 2021 г. объем финансирования составит 1,1 млрд руб.

В пресс-службе "Ростеха" рассказали, что функционал единой промышленной платформы в настоящее время прорабатывается. После уточнения основных требований разработчик будет выбран Центром компетенции по реализации дорожной карты. После этого будут определены в том числе и сроки реализации проекта.

Платформа будет доступна для всех участников рынка. Как отметили в пресс-службе "Ростеха", АНО "Цифровая экономика" является одним из ключевых партнеров при реализации дорожной карты и будет привлечена к разработке платформы.

В пресс-службе "Ростеха" сообщили, что центры тестирования ППО планируется создавать на базе предприятий - потенциальных заказчиков ППО. Создание центров тестирования позволит обеспечить наиболее глубокую доработку продукта под нужны заказчика и обеспечить соответствие продуктов требованиям эксплуатации.

Директор по направлению "Цифровые технологии" АНО "Цифровая экономика" Михаил Голанд отмечает, что дорожная карта "Новые производственные технологии" направлена на поддержку разработки и внедрения отечественного промышленного ПО, в частности по таким направлениям, как цифровое проектирование, математическое моделирование, управление жизненным циклом продукции, умное производство. Это все абсолютно ключевые вопросы для промышленных предприятий, определяющие в современных условиях их конкурентоспособность на рынке.

"Указанные в дорожной карте "Новые производственные технологии" объемы финансирования носят индикативный характер. Если спрос на бюджетные средства в рамках меры поддержки, оператором которой является РФРИТ, превысит 1,1 млрд руб., то эта сумма может быть увеличена. Конечно, отрасли в любом случае хотелось бы больше ресурсов, но федеральный бюджет не безграничен и даже выделенные средства, на мой взгляд, могут содействовать достижению поставленной цели - обеспечению технологической независимости РФ в области промышленного ПО", - считает Михаил Голанд.

Директор по продвижению решений ИТ-компании "Крок" Иван Пластун отмечает, что это далеко не первая дорожная карта технологического развития, но, наверное, наиболее монументальная с точки зрения задействованных компаний. Объем планируемых инвестиций также впечатляет. Иван Пластун предполагает, что авторы предусматривают постепенную окупаемость вложений за счет новых технологических продуктов и решений.

"Я бы выделил несколько ключевых точек внимания авторов: импортозамещение, готовность к работе со стартапами и продуктовый подход. Предполагаю, что центры тестирования новых технологий будут представлять собой промышленные стартап-акселераторы, на которых разработчики смогут показывать эффективность работы своих продуктов в "боевых условиях". Это отличный шаг, так как сейчас одна из главных проблем при работе с большими корпорациями - доступ непосредственно к объектам, базам данных, кадрам. Возникает патовая ситуация - разработчики не могут доказать эффективность продукта без условного завода, а на завод их никто не пускает", - подчеркивает Иван Пластун.

Большой вопрос, отмечает эксперт, что планируется делать с теми разработчиками, продукты которых покажут высокую эффективность. Будут ли они выступать как партнеры корпораций или команды будут покупать и делать из них центры внутренних компетенций? Иван Пластун больше верит во второй вариант, и в таком случае получается достаточно интересное окошко для внутренних входов различных B2B-компаний: доказывай эффективность, продавайся корпорации, становись отраслевым стандартом.

"Кажется, что практически все отрасли двигаются к ситуации, которая случилась с банками несколько лет назад: в тот момент многие из них стали говорить, что мы не финансовая организация, а ИТ-компания, которая оказывает финансовые услуги. Что ж, мы видим закономерную эволюцию", - подчеркивает Иван Пластун.

Совладелец компаний "Системы компьютерного зрения" и "Ланит-Терком" Владимир Уфнаровский отмечает, что подобные дорожные карты и программы - наиболее эффективный метод достижения общей цели по цифровизации производств. Необходимость создания именно такой платформы остается под вопросом, но остальные направления развития, предусмотренные дорожной картой, выглядят перспективными и полезными.

Чтобы достичь максимальной эффективности тестирования, подчеркивает Владимир Уфнаровский, нужно наиболее четко сформулировать идею, что именно будет тестироваться. Стоит учесть, что сегодня у каждой компании - производителя ИT-продукта есть свой центр по тестированию или партнеры, которые решают эти задачи на аутсорсинге. В этом смысле идея создания отдельных центров выглядит неоднозначно.

Эксперт отмечает, что трудно оценить достаточный объем бюджета для реализации проекта, так как на данном этапе планы довольно размытые.

Безусловно, считает Владимир Уфнаровский, любая инициатива такого рода, в том числе и данная дорожная карта, способствует цифровизации.

Директор центра компетенций промышленного инжиниринга и автоматизации "Т1 Интеграция" Максим Маркин отмечает, что разработка отдельной дорожной карты по развитию новых производственных технологий и отечественного ПО в промышленности - очень важное событие, поскольку разработка и внедрение специализированного и сложного ПО требует особого подхода и учета ряда факторов. Во-первых, усложняет переход, пока предложение ограничено. Во-вторых, промышленному внедрению должен предшествовать этап проектирования и отработки оптимальных решений в рамках пилотов.

Максим Маркин считает, что такой комплексный подход, в соответствии с согласованной дорожной картой и использованием специализированных центров тестирования, позволит достичь высокого уровня качества и надежности отечественного промышленного ПО и будет стимулировать промышленных корпоративных заказчиков в России плавно и безболезненно переходить на отечественное ПО.

В процессе комплексного развития отечественного ПО в промышленности необходимо также ориентироваться на достижения и практики ведущих западных вендоров и одновременно учитывать особенности и специфику российских заказчиков, подчеркивает Максим Маркин. Возможно, партнерство с некоторыми из западных вендоров позволит ускорить процессы разработки и производства российского ПО - соответственно, цифровизацию производства в России.

Заместитель директора компании "Рексофт" Максим Кутузов отмечает, что отечественного ПО в промышленности, как и указано в отчете "Ростеха" и "Росатома", крайне мало. В основном предприятия работают на западном софте, который разрабатывался десятилетиями, а потом еще годами кастомизировался под российского заказчика и реалии. Заменить существующие системы в короткий срок крайне сложно.

"Разработка такого уровня и для нужд промышленности - это вдумчивое и аккуратное проектирование, отработка пилотов, скрупулезное выявление всех недочетов, многочисленные интеграции со смежными системами и только затем промышленное внедрение. Но это не повод не заниматься этим процессом. Чем раньше будет дан старт импортозамещению и чем больше внимания на государственном уровне будет уделяться этому вопросу, тем быстрее мы придем к нужной цели", - считает Максим Кутузов.

Новости из связанных рубрик