Из-за отзыва лицензии у банка "Платина" платежи более 518 тыс. россиян, внесенные через систему "Киберплат", не дошли до получателей.
© ComNews
28.09.2021

Центральный Банк России 17 сентября 2021 г. отозвал лицензию у банка "Платина", обслуживающего расчеты платежной системы "Киберплат" (CyberPlat). Из-за этого на сегодняшний день платежи более 518 тыс. россиян не дошли до получателей. В основном речь идет об оплате налогов, пошлин, штрафов ГИБДД, погашении кредитов в других банках, платежах за дополнительные услуги воспитанников детских садов, музыкальных и художественных школ.

"Введенная в банке "Платина" временная администрация оказалась в затруднительном положении, поскольку ни провести эти платежи, ни вернуть их обратно плательщикам закон не позволяет", - сообщили в ООО "Киберплат". Что делать гражданам, которые из-за сложившейся ситуации не заплатили вовремя штрафы или не оплатили кредиты, ни на сайте Центрального банка, ни на сайте Агентства по страхованию вкладов не сообщается.

"Киберплат" - система электронных платежей, созданная в 1998 г. на базе отдела электронной коммерции банка "Платина" для информационно-технологического обеспечения безналичных расчетов.

Владелец юридической компании "Катков и партнеры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков пояснил, что, если платежная система, получившая денежные средства, не довела их до получателя, они должны вернуться отправителю. "Что касается невыполненных обязательств, то было бы справедливо, если бы подобная ситуация приравнивалась к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор), которые бы давали лицу право на отсрочку исполнения, - говорит он. - Однако в п.3 ст.401 ГК РФ прямо сказано, что она распространяется на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, а значит, она не распространяется на простых граждан, о которых идет речь. Они понесут ответственность за просрочку, а потом могут попытаться обратиться с регрессным иском к банку "Платина" и государству в лице ЦБ РФ, однако я оцениваю шансы такого иска на успех как очень умеренные. В связи с этим не исключаю, что для таких ситуаций могла бы появиться специальная оговорка в федеральном законе, только нужно подумать в каком. Закон о защите прав потребителей здесь не подходит, поскольку речь идет и об административных отношениях (штрафы). Думаю, она могла бы быть включена в Гражданский кодекс РФ, с корреспондирующей нормой в банковском законодательстве".

В Центробанке на запрос ComNews не ответили.

Руководитель юридической практики компании "Интерцессия" Кирилл Стус отметил, что ситуация серьезная. "Несмотря на то что российское законодательство предусматривает множество вариантов решения ситуаций, возникающих при взаимодействии граждан с кредитными организациями, всегда существуют случаи, когда нужно вносить дополнительные изменения в нормативно-правовые акты, которые ранее, казалось, были не нужны. В данной ситуации клиентам банка следует проконтролировать, пришел ли платеж вовремя, затем - обратиться в организацию, в пользу которой осуществлялся платеж с соответствующим запросом, и, если деньги не поступили, предупредить заранее о сложившейся ситуации, чтобы совместно найти варианты решения. Также можно обратиться в Центробанк, специалисты которого смогут найти способы обезопасить клиентов и в случае необходимости предоставить подтверждающие документы. Еще одним вариантом решения может стать обращение в банк с претензией о невыполненном платеже. В случае неудовлетворения претензии можно обратиться в суд", - прокомментировал Кирилл Стус.

Новости из связанных рубрик