Алексей
Курочка

директор Oracle Systems в России и СНГ
© ComNews
15.11.2021

Весь путь потребителя сегодня - это создание уникального цифрового следа, который интересен компаниям как объект бизнеса. Объем информации растет беспрецедентными темпами. Фактически 90% данных в мире созданы за последние два года. Данные - это новая нефть, и новые методы их обработки задают следующий рубеж для инноваций. Компании постепенно осознают важность использования данных и подходят вплотную к внедрению новых бизнес-моделей. О том, почему именно способные извлекать пользу из данных решения позволяют перейти к четвертой промышленной революции, рассказывает Алексей Курочка, директор Oracle Systems в России и СНГ.

Чем больше информации способен собрать и проанализировать бизнес - тем больше прибыли компания получит от уже существующей базы данных и новых клиентов. При этом сбор и хранение информации требуют привлечения больших ресурсов. Обработка данных, особенно в реальном и близком к реальному времени, вообще оказывается неподъемной задачей для многих компаний.

Современная реальность такова, что большое количество ресурсов тратятся на аналитику и структурирование быстрорастущего массива, выявление новых закономерностей, трендов и зависимостей. Ведь именно структурированный массив данных позволяет решать сложные задачи и принимать более взвешенные решения. Поэтому быстрая обработка транзакций и расширенные возможности аналитики становятся ключевыми задачами во всех индустриях без исключения.

В определенном смысле эволюция в сборе и обработке данных привела к парадоксу. Часть компаний только осознают важность этого направления, другие уже идут по этому пути. Однако, чтобы получить от данных максимум, компании должны достичь точки, в которой технологии обработки станут драйверами бизнеса. Именно данные должны стать источником построения новых моделей в противовес устаревающей практике, при которой бизнес адаптирует данные под существующие бизнес-модели. Есть несколько способов ускорить эту эволюцию. И одно из них - взаимодействие с провайдерами технологий.

Провайдеры технологий как драйверы бизнеса

Около пяти лет назад компания Oracle перешла от продажи оборудования и программных решений к продажам ценностей для бизнеса. Конечно, в нашей сфере всегда остается определенный круг задач, связанных, например, с оптимизацией или повышением производительности, которые необходимо решать с помощью специалистов по ИT, однако в целом подход изменился. Клиентам предлагают решения для бизнеса, а затем создают спецификации, с помощью которых можно реализовать эти решения.

Смене подхода способствовали изменения в линейке продуктов Oracle. Пять лет назад ее основу составляли высокопроизводительные серверы, которые можно было использовать для решения широкого круга задач. Сегодня в фокусе находятся программно-аппаратные комплексы Exadata. В сентябре 2021 года как раз была представлена новая серия Exadata X9M, которая при прежней стоимости позволяет добиться значительного роста производительности (до 87% по скорости ввода/вывода) и консолидировать базы данных, обеспечивая более высокую плотность хранения данных (снижая стоимость поддержки нагрузок до 47%) по сравнению с предыдущим поколением устройств, которые по-прежнему оказываются быстрее и производительнее конкурентных решений, когда речь идет о высокоскоростной обработке данных. Именно поэтому 87% компаний из списка Global Fortune 100 и тысячи представителей бизнеса меньшего масштаба используют Oracle Exadata для запуска критически важных сервисов.

Если сравнивать Exadata с такими сервисами, как Microsoft Azure SQL и Amazon RDS, рост пропускной способности для аналитических задач будет составлять до 25 раз и до 72 раз соответственно. Но несмотря на такие внушительные показатели, секрет Exadata очень прост: программно-аппаратный комплекс может решать задачи бизнеса максимально эффективно за счет объединения преимуществ "железа" и софта, совместного тестирования на всех этапах производства. Как правило, итогом становится наиболее оптимизированное решение по всем характеристикам, оптимальное для той задачи, для которой оно создано. У стандартного решения, созданного на основе оборудования и программного комплекса от разных вендоров, есть несколько слоев - сеть, сервер-хранилище, операционные системы, виртуализация, дополнительное ПО. В связи с этим такое решение сложнее и чаще всего обходится дороже, как с точки зрения приобретения, так и с точки зрения эксплуатации и поддержки.

Exadata изначально создавалась как инструмент оптимизации и ускорения хранилища на базе Oracle Database. Спустя десятилетие она по-прежнему обеспечивает самое производительное хранилище на базе Oracle Database, но с большим ускорением, и при этом стало гораздо более универсальным инструментом для более широкого круга задач. На сегодняшний день Exadata является супераналитической платформой и лидирующим комплексом в транзакционной обработке (OLTP). За последние несколько лет комплекс стал флагманским продуктом для консолидационных проектов с комплексной смешанной нагрузкой.

Провайдеры решений формируют будущее

Конечно, при работе с клиентами мы опираемся на самые современные технологии, такие как программно-аппаратные комплексы Exadata и облачные сервисы OCI (Oracle Cloud Infrastructure). Однако источником готовых отраслевых решений все чаще выступают международные отраслевые сообщества, в которых публикуется информация о реализации новых решений и результатах, достигнутых компаниями. Зарубежный опыт нередко опережает развитие индустрий в России и может служить ориентиром для дальнейшего развития. На основе опыта зарубежных экспертов формируются новые бизнес-направления, а мы, как провайдер технологий, разрабатываем решения, позволяющие организовать работу в этом направлении.

Например, один из наших заказчиков - крупная розничная сеть. От других клиентов его отличает высокий уровень развития технологий. Клиент задал нам вопрос - что еще вы можете порекомендовать оптимизировать или ускорить? Мы создали профильное комьюнити из специалистов, обладающих экспертизой в ретейле. Наш статус международной компании дал возможность привлечь в сообщество специалистов из других стран. Мы попросили поделиться опытом из сферы ретейла на других рынках, из которого выбрали то, что еще не реализовано у клиента, предварительно адаптировав решение к российскому рынку. С этим предложением мы вышли на переговоры и реализовали проект, в ходе которого достигнуто ускорение в одном из направлений бизнеса, связанном с данными. Это показательный пример, как провайдеры технологий могут выступать в роли драйверов инноваций в бизнесе. Для этого необходим соответствующий уровень экспертизы, которую мы целенаправленно развиваем.

Решения Oracle для российского бизнеса

Разрабатывая новые технологии, мы продолжаем заботиться о потребностях заказчиков из разных стран. Например, для российских заказчиков оказалась очень востребованной новая возможность развертывания Oracle Exadata X9M по модели Cloud@Customer. По запросу мы создаем облако, для которого характерны все преимущества OCI, но при этом все данные находятся на территории заказчика, в определенном ЦОДе. Таким образом, бизнес получает доступ ко всем самым современным решениям Oracle, включая недавно анонсированные инструменты машинного обучения и искусственного интеллекта или бизнес-приложения, позволяющие перевести на новый уровень работу с клиентами. И это еще один пример ценностей, создаваемых провайдером технологий для бизнеса.

Главное - ценность для бизнеса

Но самое главное, что сегодня в общении с клиентами мы отталкиваемся от бизнес-потребностей, а не от архитектурных решений. Все чаще наши заказчики ставят перед нами конкретную бизнес-задачу. Примером такой задачи может быть слияние компаний или расширение сети филиалов. Детали этой задачи могут включать организацию комплекса решений, которые работают идентично во всех филиалах, возможность единого доступа к средствам аналитики в режиме онлайн или с определенной периодичностью. При этом для представителей бизнес-направлений важную роль играет экономическая выгода от приобретения именно нашего комплекса решений в сочетании с оптимальным соответствием той задаче, для которой он приобретается.

Подобная задача не укладывается в рамки приобретения сервера с определенными характеристиками. Клиента интересует инструмент, который станет неотъемлемой частью его бизнес-процессов. Таким образом, мы приобретаем фактически статус консультанта, от которого ждут ответа на ряд вопросов, позволяющих решить бизнес-задачу. Достигнув понимания этой задачи, мы соотносим ее с нашим портфелем решений, которые и рекомендуем приобрести. Технологическая терминология - "сервер", "лицензия" - стала вторичной и возникает только на этапе согласования решений между нашим ИT-департаментом и специалистами по архитектуре на стороне клиента.

Перестройка линейки продуктов потребовала перестройки мышления на уровне компании. Компания Oracle развивает экспертизу в области бизнеса у специалистов в области продаж и профессионалов широкого круга, в том числе специалистов по программным и аппаратным решениям. Специалисты, которые раньше мыслили в терминах "железа" и софта, сегодня выступают как эксперты в предметной области (subject matter experts), то есть специалисты, имеющие определенные наработки и шаблоны, актуальные для телекома, ретейла, банковской сферы и других областей, активно трансформирующих бизнес для получения дополнительной прибыли от своих данных.