Российский рынок онлайн-продаж зоотоваров стал одним из самых быстрорастущих сегментов e-commerce. За 12 месяцев (с июля 2020 г. по июнь 2021 г.) количество интернет-заказов в этом сегменте выросло на 105%, а объем онлайн-продаж увеличился на 73% по сравнению с прошлым периодом. Об этом сообщает Data Insight по итогам исследования. По данным аналитиков, к концу года заказы продолжат расти быстрее продаж, так как средний чек продолжит снижение.
© ComNews
19.11.2021

С июля 2020 г. по июнь 2021 г. в интернет-магазинах зоотоваров, входящих в топ-1000, оформлено 27 млн заказов на сумму 45 млрд руб. Средний чек составил 1680 руб. Он снизился на 16%.

На долю интернет-магазинов зоотоваров в период июль 2020-го - июнь 2021-го пришлось 2% российского рынка e-commerce по количеству онлайн-заказов и 1% - по объему онлайн-продаж в рублях.

Лидером рынка стал Ozon. Его доля составила 27%. На втором и третьем местах соответственно стоят Petshop.ru и Wildberries.

Ведущий аналитик секторальных исследований Data Insight Екатерина Дайняк отмечает, что, как и любой другой сегмент категории FMCG-товаров, то есть товаров народного потребления (таких как фарма, детские товары, продукты питания), сегмент зоотоваров продолжит расти. "Сейчас зоотовары входят в пятерку самых быстрорастущих сегментов, и вряд ли в ближайшее время это изменится", - считает Екатерина Дайняк.

"Если говорить драйверах, то в первую очередь это те же факторы, которые позволили вырасти всему рынку электронной коммерции, - появление новых удобных инструментов, в том числе способов и скорости доставки. К таким инструментам можно отнести регулярную доставку: например, корм для животных, который вы заказали один раз, но магазин будет приносить его регулярно в заранее оговоренные даты - раз в месяц или другой согласованный период. Далее это закрепление привычки покупать онлайн, понимание, что это удобно, привлечение тех, кто раньше не покупал онлайн, и наконец смена поколений. Не в последнюю очередь как драйвер роста стоит назвать пандемию. Некоторые люди опасаются покупать офлайн, для них комфортнее сделать покупку онлайн, особенно в холодное время года", - подчеркивает Екатерина Дайняк.

"Если говорить применительно не ко всему рынку электронной коммерции, а только о рынке зоотоваров, драйвером роста также послужило резкое увеличение спроса на животных в 2020 г. и специфика самого ассортимента - многие товары, корма, наполнители и т.п., легче заказать впрок, то есть в больших количествах. Поскольку вес заказа повышается, повышается и потребность в доставке товара. То же самое можно отнести и к крупногабаритным товарам - например, клеткам для животных, аквариумам и т.д.", - отмечает аналитик Data Insight.

Она подчеркивает, что если говорить о барьерах, то здесь можно отметить перебои в поставках - так, многие корма стали дефицитными из-за долгих доставок из-за рубежа.

"Уверенное лидерство Petshop.ru среди специализированных интернет-магазинов зоотоваров выглядит неоспоримым и почти наверняка сохранится и в ближайшие годы, но в целом все большая доля продаж зоотоваров будет перетекать в универсальные маркетплейсы и сервисы экспресс-доставки продуктов питания и FMCG", - считает Екатерина Дайняк.

Как сообщают в пресс-службе Ozon, за первые девять месяцев текущего года штучные продажи зоокормов и витаминов для животных на Ozon выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Похожий рост произошел в категории лежанок и когтеточек. Продажи поводков и шлеек выросли в 2,5 раза год к году, а продажи лекарственных препаратов для животных выросли более чем в три раза, отмечают в пресс-службе Ozon.

"Рост продаж обусловлен широким ассортиментом площадки, который формируют предприниматели. За январь-сентябрь количество продавцов зоотоваров на маркетплейсе выросло почти в три раза год к году. Такой прирост способствовал и увеличению ассортимента в восемь раз за то же время", - подчеркивают в пресс-службе интернет-ретейлера.

"Сейчас сформирован устойчивый тренд на покупку зоотоваров онлайн. Маркетплейс позволяет закрывать все больше потребностей, в том числе с помощью быстрой доставки кормов от разных производителей, наполнителей для кошачьих туалетов и игрушек для питомцев. При курьерской доставке Ozon у покупателей отпадает необходимость в походе в физическую торговую точку и переносе тяжелых товаров", - сообщают в пресс-службе Ozon.

Продажи товаров для животных на Wildberries за девять месяцев выросли в 3,3 раза до 8 млрд руб., отмечают в пресс-службе компании.

Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко считает, что рынок зоотоваров и услуг для животных - один из самых быстрорастущих сегментов во всем мире.

"За период с 2015 г. по 2020 г. глобальный рынок вырос в два раза и составил $300 млрд. В мире, как и в России, тренд на увеличение заказов товаров для животных - кормов, игрушек, средств по уходу, ветеринарных препаратов - увеличился во время пандемии, что понятно: люди стали больше бывать дома, чаще заводят животных, и, соответственно, увеличивается запрос на все необходимое для питомцев. В прошлом году общий объем оборота данного сегмента в нашей стране увеличился на 15%, по кормам - на 34%", - отмечает Иван Самойленко.

Он уверен, что эта тенденция продолжится в дальнейшем.

"Во-первых, из-за пандемии люди все больше приобретают животных для содержания дома или в квартире. Во-вторых, появился тренд на гуманизацию отношений с животными, на то, чтобы забирать брошенных собак и кошек из приютов и т.д. В соответствии с этим участники рынка ожидают дальнейшего роста спроса на необходимые товары, причем ожидается, что обороты российского рынка увеличатся на 25-30% в ближайшие два года. Граждане будут больше покупать кормов, однако средний чек сильно расти не будет - в пределах 10-15%, поскольку товары дорожают. При этом будет расти доля онлайн-продаж: как и в случае с приобретением продуктов питания, у потребителей закрепляется привычка приобретать все необходимое в интернет-магазинах, а посещаемость офлайн-точек будет постепенно снижаться", - отмечает Иван Самойленко.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал также считает, что онлайн-рынок зоотоваров, как и другие электронные сегменты рынка, продолжит рост в ближайшие годы.

"В пандемию жители страны оказались ограничены в передвижениях, многие из тех, кто работает дома, завели домашних животных или увеличили количество имеющихся. И каждому питомцу необходимы товары для ухода, мягкие домики, переноски и корм. Часть клиентов по привычке пользуются товарами из зоомагазинов, но многие новые владельцы освоили интернет-закупки. В цифровых магазинах часто бывают распродажи, можно купить товары со скидкой, бесплатной доставкой в ближайшую торговую точку или даже на дом. Россияне привыкают к такому шопингу и находят его удобным, так как экономят время и деньги", - отмечает Павел Сигал.

"В онлайн-магазинах действуют программы лояльности, рассылка может напоминать о необходимости покупки корма или наполнителя, на сайтах содержатся полезные советы от ветеринаров об уходе за домашними животными и отзывы покупателей о том или ином товаре. В ближайшие несколько лет рынок может вырасти на треть за счет продвижения цифровых магазинов и общей цифровизации многих сфер", - подчеркивает Павел Сигал.

Новости из связанных рубрик