По итогам 2021 г., российский рынок смартфонов показал рекордный рост, достигнув объема 730 млрд руб. Главная тенденция - повышенный интерес к устройствам дороже 50 тыс. руб., продажи которых в количественном выражении выросли на 70%. Более 95% этих смартфонов приходятся на продажи Apple и Samsung. Таким образом, Apple и Samsung отвоевали долю рынка у китайских смартфонов более дешевого сегмента. Такие данные приводят эксперты "М.Видео-Эльдорадо".

Ирина
Приборкина
© ComNews
18.01.2022

Группа "М.Видео-Эльдорадо" подвела итоги развития российского рынка смартфонов в 2021 г.: в количественном выражении продажи составили чуть более 30 млн штук. Порядка 50% продаж в натуральном выражении пришлись на китайские бренды, год назад они достигали 55%. В 2021 г. свои позиции укрепили Samsung и Apple. Южнокорейский бренд уже 10 лет является самым популярным производителем в России, Apple в этот период регулярно входит в топ-5. Топ-5 самых популярных брендов смартфонов у россиян по итогам 2021 г. (в алфавитном порядке) - Apple, Honor, Realme, Samsung, Xiaomi.

По оценке "М.Видео-Эльдорадо", российский рынок смартфонов в 2021 г. в деньгах показал рост примерно на 28%, достигнув рекордных 730 млрд руб.

Руководитель направления продуктовых коммуникаций группы "М.Видео-Эльдорадо" Андрей Петров отмечает, что российский рынок достиг рекордного объема продаж в деньгах благодаря повышенному интересу к флагманским девайсам. "Смартфон стал незаменимым атрибутом, который делает нашу жизнь проще, удобнее и интереснее. Это уже не только средство связи, но и кошелек, домашний офис, фотоаппарат или видеокамера, игровой девайс или основной экран для просмотра видеоконтента. С ростом частоты использования покупатели стали выбирать более мощные и технологичные устройства на перспективу, которые будут актуальны с точки зрения технических характеристик в ближайшие два-три года", - говорит Андрей Петров из компании "М.Видео-Эльдорадо".

По оценкам ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), рынок смартфонов вырос почти на четверть до 730 млрд руб. "Одним из самых быстрорастущих брендов стал Xiaomi, который показал рост в деньгах более чем на 60% и занял прочные позиции в ценовом сегменте 10-30 тыс. руб. Но локомотивом для всего рынка стал сегмент 50 тыс.+, который поделили между собой Apple и Samsumg", - рассказали в пресс-службе "ВымпелКома".

В компании "Связной" отмечают, что, по их наблюдениям, рынок просел в штучном выражении на 6%, при этом в денежном вырос на 24%. "По итогам 2021 г. на российском рынке смартфонов реализовано 30 млн устройств на сумму 724 млрд руб. Средняя цена увеличилась на 33% до 24 тыс. руб.", - уточнил вице-президент по закупкам и развитию компании "Связной" Михаил Догадин.

По оценке аналитиков ПАО "МТС", в 2021 г. в России продано 30 млн смартфонов на сумму 730 млрд руб. В денежном выражении рынок увеличился на 28%, в натуральном - сократился примерно на 2%. "Количество купленных устройств снизилось из-за стремления россиян приобретать девайсы с прицелом на более продолжительное использование", - уточнили в пресс-службе компании.

Одним из ключевых трендов на российском рынке, по исследованию группы "М.Видео-Эльдорадо", остается повышенный интерес к устройствам дороже 50 тыс. руб., продажи которых выросли на 70% в штуках. Их доля почти удвоилась, достигнув в штуках 14%, а в деньгах уже превышает 45%. Более 95% смартфонов дороже 50 тыс. руб. приходятся на продажи Apple и Samsung.

"Категория смартфонов продолжает оставаться драйвером российского рынка электроники и наиболее крупным сегментом по объему продаж. Девайс превратился в неотъемлемую часть нашей жизни - это уже главный инструмент для общения, совершения покупок и платежей, развлечений, съемки фото, видео и других задач. У 88% устройств, продаваемых в России, есть биометрические датчики и диагональ экрана от 6 до 7 дюймов, 75% моделей оснащены аккумулятором от 4000 мА*ч, у 70% есть NFС-чип, а 17% девайсов поддерживают eSim. Стандартом для потребителя становятся модели со встроенной памятью более 128 Гб и оперативной - более 4 Гб, а также фронтальная камера от 20 МП для селфи и видеосвязи. Вчетверо вырос спрос на складные смартфоны, а на девайсы с поддержкой 5G - почти в 19 раз. "М.Видео-Эльдорадо" сохраняет позиции крупнейшего продавца смартфонов в России за счет расширения и доступности ассортимента, удобных способов выбора и быстрого получения заказа, программ рассрочки и кредитования, персональных ценовых предложений для каждого покупателя", - рассказывает директор направления "Цифровая техника" группы "М.Видео-Эльдорадо" Никита Тихвинский.

Как сообщили в пресс-службе МТС, в 2021 г. средний срок владения мобильными аппаратами превысил 40 месяцев. Средняя стоимость купленных гаджетов выросла на 31% до 24 200 руб. "Средняя стоимость выросла в связи с тем, что в 2021 г. большее число россиян отдавали предпочтение более дорогим моделям смартфонов", - отмечает директор департамента корпоративных коммуникаций блока по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Алексей Меркутов.

В компании "Ситилинк" в 2021 г. тоже наблюдали рост спроса на премиальный сегмент смартфонов. "Острый дефицит комплектующих, перебои с производством сделали прошлый год не самым простым для производителей смартфонов. Но при этом ключевые бренды смогли справиться с трудностями и удержать позиции. В 2021 г. наблюдался рост спроса на премиальный сегмент смартфонов, где лидирующие позиции занимают Apple и Samsung. Так, в "Ситилинке" продажи смартфонов стоимостью выше 50 тыс. руб. выросли в штуках на 35% по отношению к прошлому году. Также самыми популярными брендами смартфонов в "Ситилинке" в денежном выражении стали Apple, Xiaomi и Samsung", - рассказывает директор по закупкам "Ситилинка" Олег Пчельников.

Михаил Догадин из компании "Связной" рассказывает, что, по данным их компании, максимальный прирост продемонстрировали смартфоны стоимостью от 40 тыс. руб. - их доля увеличилась в штуках с 12,5% до 20%, в выручке - с 42% до 54%. "Популярностью пользовались такие бренды, как Samsung, Xiaomi, Apple, Realme и Honor. В денежном выражении лидерами стали Apple, Samsung, Xiaomi, Realme и Poco", - говорит эксперт.

По данным компании "МегаФон Ритейл", за 2021 г. высокую динамику продаж продемонстрировали устройства стоимостью свыше 50 тыс. руб. "В 2021 г. продажи смартфонов в нашей розничной сети выросли почти на 30% в деньгах по сравнению с 2020 г. За год продажи устройств стоимостью свыше 50 тыс. руб. увеличились более чем на 15%, при этом более 90% моделей в высоком ценовом сегменте пришлись на Apple и Samsung", - говорит генеральный директор "МегаФон Ритейл" Владимир Скурихин

По мнению экспертов компании Tele2, в 2021 г. продолжился переход покупателей в более дорогой сегмент, следовательно, вырос средний чек на приобретение смартфона. "Сейчас большинству клиентов важны скорость и мощность устройства, качество экрана и камеры, мощность аккумулятора. Устройства в среднем ценовом сегменте, 15-30 тыс. руб., радикально отличаются по качеству от смартфона за 10 тыс. Разница очевидна для клиента, поэтому смартфоны покупаются на более длительный срок, соответственно, пользователь готов платить за устройство больше. Ожидаемо сокращается сегмент до 7000 руб. и растут продажи устройств по цене 10-20 тыс. - в 2021 г. рост на 17 п.п. год к году, с 26% до 43%. Лидерами в нашей сети являются Xiaomi и Samsung - мы стимулируем продажи интересными механиками (обмен минут на скидки на Xiaomi) и совместными промоактивностями", - отметили в пресс-службе Tele2.

В рейтинге наиболее популярных у россиян производителей, по данным группы "М.Видео-Эльдорадо", лидером остается Samsung. Среди китайских брендов успешно продолжает расширять покупательскую аудиторию бренд Xiaomi, который за последние три года с пятого места поднялся на второе. В 2021 г. вместе с суббрендом POCO его доля в натуральном выражении выросла более чем на 50%, а две модели вошли в топ-5 самых популярных среди россиян. Третью строчку заняла компания Apple, успешно запустившая новую линейку iPhone 13, кроме того, модели прошлых лет, особенно iPhone 11, пользовались повышенным спросом. Рывок совершил китайский бренд Realme, занявший четвертую строчку. На пятом месте оказался Honor, который в конце года представил новые девайсы с сервисами Google.

Алексей Меркутов из компании МТС сообщает, что в компании наблюдают снижение спроса на малоизвестные бренды. "Почти 80% продаж в натуральном и 90% в денежном выражении заняли три компании - Samsung, Xiaomi и Apple", - говорит он.

"Сегодня 90% всех продаж смартфонов в России приходятся на три бренда - Xiaomi, Samsung и Apple. В наступившем году конкуренция должна усилиться за счет включения в борьбу других брендов", - тоже отмечают в компании "ВымпелКом".

Крупные ретейлеры прогнозируют сохранение тенденции на рост спроса на дорогие смартфоны в 2022 г.

"В 2022 г. спрос на флагманские смартфоны продолжит расти, за счет как появления новинок, так и снижения стоимости на предыдущие модели", - говорит генеральный директор "МегаФон Ритейл" Владимир Скурихин.

Михаил Догадин из "Связнойго" прогнозирует, что в 2022 г. сохранится тенденция смещения спроса в дорогой сегмент. "Покупатели отдают предпочтение дорогостоящим моделям смартфонов, так как они максимально функциональные и технологичные, а соотношение цена/качество у них на самом высшем уровне", - отмечает он.

В пресс-службе МТС рассказали, что тоже ожидают продолжения тренда увеличения спроса на дорогие модели смартфонов.

Новости из связанных рубрик