В 2021 г. смарт-часы заняли 58% российского рынка носимых устройств, впервые опередив фитнес-трекеры, сообщают специалисты компании "МегаФон". По их данным, за год доля умных браслетов снизилась с 61% до 42%, а с января по декабрь россияне приобрели 6,2 млн умных часов и фитнес-трекеров на общую сумму 56,8 млрд руб., что выше по сравнению с 2020 г. на 25% в натуральном выражении и 51% в денежном. Абсолютным лидером продаж в категории умных часов стал Apple, который занял 38% рынка в штуках.

Ирина
Приборкина
© ComNews
27.01.2022

Перераспределение спроса фиксируют аналитики ПАО "МегаФон". Они связывают изменение ситуации с двумя факторами - ценой и форм-фактором. По их мнению, в продаже появились бюджетные модели, сопоставимые по стоимости с флагманскими браслетами, средняя цена на умные часы за год упала на 29%, а взаимодействовать с часами удобнее благодаря большому экрану. "Фитнес-трекеры еще в прошлом году максимально приблизились к функционалу умных часов. Например, в зависимости от модели, с их помощью можно следить за состоянием здоровья, оплачивать покупки, отвечать на сообщения. Тем не менее трекеры не смогли выдержать конкуренцию с часами. Уже в этом году, в случае массового появления в России умных часов, поддерживающих eSIM, их доля может увеличиться до 73%", - отмечает генеральный директор "МегаФон Ритейл" Владимир Скурихин.

В пресс-службе компании "М.Видео-Эльдорадо" сообщили, что, по данным аналитиков компании, продажи носимых устройств на российском рынке в 2021 г. составили около 6 млн устройств и более 55 млрд руб., что больше год к году примерно на 12% в штуках и более чем на 35% в деньгах. В "М.Видео-Эльдорадо" спрос на категорию оказался выше среднерыночных показателей, в количественном выражении он прибавил 17%. "Наибольшую позитивную динамику продемонстрировали как в целом в России, так и в наших сетях более функциональные смарт-часы. На рынке на них пришлось порядка 60% продаж, несмотря на более высокий средний чек по сравнению с фитнес-трекерами", - рассказали в пресс-службе компании.

Специалисты "М.Видео-Эльдорадо" считают, что повышение спроса на смарт-часы связано с тем, что пользователи могут на большом экране анализировать информацию о состоянии здоровья, контролировать уровень стресса, осознанно тренироваться и отслеживать активность, что оказалось востребовано в пандемию, а также отвечать на звонки и сообщения, оплачивать покупки прямо с запястья. "Как и в ряде других категорий, покупатели продолжают чаще инвестировать в более функциональные решения, которые будут актуальны на протяжении нескольких лет, сделают их жизнь лучше и комфортнее", - отмечают в пресс-службе компании. Кроме того, они считают, что такой девайс не только является персональным ассистентом и помогает контролировать различные жизненные показатели, но и выполняет имиджевую функцию, дополняя повседневный образ. Среди других позитивных факторов для популяризации категории в пресс-службе "М.Видео-Эльдорадо" назвали увеличение ассортимента, в том числе более доступными решениями, а также расширение возможностей девайсов, растущая автономность и объем встроенной памяти, а датчик NFC для бесконтактных платежей стал стандартом.

Руководитель отдела закупок цифровой техники компании "Ситилинк" Николай Петров сообщил, что в "Ситилинке" доля продаж смарт-часов среди всех носимых устройств за 2021 г. составила 60%. "На интерес к смарт-часам влияет растущая популярность гаджетов, желание всегда быть на связи и следить за здоровьем. Устройство воспринимается аудиторией не только как функциональный гаджет, но и как стильный аксессуар", - объяснил Николай Петров.

В пресс-службе ПАО "МТС" рассказали, что по итогам 2021 г. в магазинах компании МТС умные часы заняли 60% рынка всех носимых устройств, а доля фитнес-браслетов упала до 40%. Изменение спроса связано с расширением модельного ряда умных часов. "На рынке появилось множество решений среднего и бюджетного сегмента стоимостью до 10 тыс. руб. Обычные фитнес-браслеты перестали удовлетворять запросам россиян - спрос смещается в сторону функциональных гаджетов с большим экраном, возможностью просматривать уведомления, устанавливать приложения и другими опциями", - отмечают в МТС.

В пресс-службе компании Tele2 сообщили, что в 2021 г. доля рынка, занимаемая фитнес-браслетами, сократилась на 4 п.п. год к году до 44%, часы же подросли на 4 п.п. до 56%. "В нашей матрице продаж картина с точки зрения лидеров не изменилась: умные часы, как и в прошлом году, опережают в продажах фитнес-браслеты. На рост популярности смарт-часов, в том числе детских, влияет большая доступность устройств, разнообразие моделей - 345 моделей часов против 30 у браслетов - и развитие цифровых привычек у пользователей", - объясняют в пресс-службе компании.

Руководитель направления "Телеком" компании Ozon Алексей Зайцев рассказал, что доля умных часов в сегменте носимой электроники на Ozon выросла до 58% в 2021 г. с 37% в 2020-м. Он считает, это связанно с тем, что умные часы обладают более широким функционалом. "С расширением возможностей умных часов растет и их популярность. Уже сейчас многие модели имеют голосового ассистента, возможность управления мультимедиа и звонками в режиме "свободные руки", функцию работы с уведомлениями и заметками, обмен сообщениями, бесконтактную оплату и др.", - добавил Алексей Зайцев.

По данным компании "МегаФон", пиковые продажи умных часов и фитнес-трекеров в России наблюдались накануне Международного женского дня в период с 4 по 8 марта, а также перед Новым годом, с 28 по 31 декабря. Детские умные часы россияне приобретали ко Дню знаний, с 28 по 31 августа, и к новогодним праздникам.

Также аналитики "МегаФона" отмечают, что абсолютным лидером продаж в категории умных часов стал Apple, который занял 38% рынка в штуках. Далее следуют Samsung и Huawei, на которые пришлось 14% и 10% соответственно. В категории фитнес-трекеров, по данным исследования, лидирует Xiaomi c долей 62%. Далее следуют Honor (13%) и Huawei (10%).

Николай Петров из компании "Ситилинк" рассказал, что топ-3 производителей смарт-часов по продажам компании в штуках - Amazfit, Apple и Jet.

В МТС отметили, что самые популярные умные часы в их магазинах - Apple Watch SE, Huawei Watch Fit и Xiaomi Mi Watch Lite, а среди брендов в натуральном выражении лидируют Apple, Samsung и Huawei. "Россияне стали переходить на более дорогую технику почти во всех сегментах. Вырос спрос на премиальные смартфоны от 50 тыс. руб., дорогие наушники и топовые планшеты. Потребители предпочитают заплатить больше за качественное устройство, чтобы не менять его в ближайшие три-пять лет", - добавили в МТС.

Apple, Xiaomi и Jet - такая тройка брендов-лидеров по продажам умных часов в 2021 г. у компании Ozon. "Мы ожидаем среди производителей роста рыночной конкуренции за счет уникальных новых функций и выгодных ценовых предложений. Вероятно, в будущем году Amazfit, Honor и Samsung будут усиливать свои позиции в сегменте", - считает Алексей Зайцев из компании Ozon.

"Лидерами по продажам в 2021 г. являются смарт-часы и трекеры Xiaomi, Geozon и Jet. Учитывая позиции и возрастающую популярность детских часов, в 2022 г. в лидерах могут оказаться Elari и Canyon", - сообщили в пресс-службе компании Tele2.

Владимир Скурихин, гендиректор "МегаФон Ритейла", считает, что в 2022 г. тенденция сохранится: умные часы продолжат наращивать лидерство. "В случае массового появления в России умных часов, поддерживающих eSIM, их доля может увеличиться до 73% уже в этом году", - отмечает руководитель компании. Также он полагает, что, несмотря на снижение потребительского спроса на фитнес-трекеры, устройства не исчезнут с рынка. "В первую очередь за счет спроса со стороны любителей спорта, которые предпочитают использовать более легкие гаджеты", - уточняет Владимир Скурихин.

В группе МТС тоже ожидают продолжения тренда увеличения спроса на умные часы и снижения интереса к простым фитнес-трекерам.

Фитнес-трекеры, по оценкам экспертов компании "Ситилинк", не уйдут с рынка, так как нацелены на другую аудиторию, нежели смарт-часы. "В последнее время популярность фитнес-трекеров растет у пожилых людей и подростков из-за их доступности по цене", - объясняет руководитель отдела закупок цифровой техники Николай Петров.

Алексей Зайцев из компании Ozon считает, что фитнес-браслет еще не до конца исчерпал свой потребительский потенциал и может обеспечить первое знакомство с носимой электроникой. "Для гаджетоманов очень важен широкий ассортимент и конкурентные цены. Некоторые модели умных часов сейчас имеют цену меньше, чем у фитнес-трекеров", - отмечает он.

Новости из связанных рубрик