Новости / декабрь 1999

Cпутниковый под елкой

Не слишком успешный бизнес мобильной спутниковой связи переживает неожиданный подъем. Перед Новым годом спутниковые телефоны раскупаются, как горячие пирожки. Жалко, что такое случается только раз в тысячу лет.


Причиной ажиотажного спроса на спутниковые телефоны стала «проблема–2000». Бизнесмены, желающие обеспечить себя надежной связью, арендуют спутниковые телефоны на период новогодних праздников. Дело в том, что все системы спутниковой связи создавались уже с учетом «проблемы–2000» и их возраст не превышает года. Системы большинства наземных операторов, в том числе сотовых, более старые. Принятые ими меры по модернизации и сертификации оборудования на совместимость с Y2K не впечатляют бизнесменов, желающих на 100% быть уверенными в том, что не останутся без телефона ни на секунду.

Росийский оператор «Иридиум Евразия» заключил перед Новым годом более 20 краткосрочных контрактов с корпоративными пользователями на использование системы Iridium. Учитывая, что за весь период своей деятельности — больше года — им заключено в общем около 500 контрактов, это весьма впечатляющий показатель. «Основные наши заказчики — это топ–менеджеры нефтяных и топливных компаний, имеющих распределенную географическую структуру, — говорит директор по маркетингу ЗАО «Иридиум–Евразия» Александр Бобренев. — Но есть даже телекоммуникационные компании, пользующиеся нашей связью в «проблемные» дни, например, GlobalOne».


Повышенный спрос на спутниковые телефоны перед рождественскими праздниками наблюдается и в США, и в Европе, и даже Китае. Госдепартамент США объявил о покупке 1000 телефонов Iridium «в целях обеспечения правительственных служащих надежной связью в период новогодних праздников». Всего у Iridium теперь более 50000 клиентов. Число пользователей другой сети — Inmarsat увеличилось на 25% за счет клиентов, заключивших краткосрочные контракты на декабрь–январь. Крупнейшие корпорации и банки, среди которых IBM, Nike, Deutsche Bank и телекоммуникационный гигант AT&T, закупили для своих топ–менеджеров спутниковые телефоны различных систем.

По мнению аналитиков, «Y2K-бизнес» обеспечит существование убыточного Iridium до февраля. А только начинающая предоставлять коммерческие услуги GlobalStar получила неплохую рекламную поддержку — число ее клиентов выросло на треть.


В России все сливки достались Iridium — GlobalStar в России заработает в январе–феврале 2000 г. Тем не менее в компании «ГлобалТел», представляющей GlobalStar в России, хорошо относятся к предновогоднему успеху «Иридиум–Евразия». «Люди смогут узнать, что такое спутниковый телефон вообще, — сказал директор по продажам «ГлобалТел» Михаил Шулеев. — А когда краткосрочные контракты закончатся, они перейдут к нам, ведь у нас и тарифы ниже, и качество услуг лучше».