Почти половина сотрудников готовы перенести свое рабочее место в корпоративную метавселенную. Такие данные приводит Lenovo в своем исследовании. 20% не хотели бы этого, 21% говорят, что относятся к этому нейтрально, и еще 15% затрудняются ответить. Часть экспертов считают, что в России на данный момент даже ИТ-компании в существенной доле не готовы к таким изменениям, а также отмечают, что создаваемые в мире метавселенные сейчас прочно завязаны на технологии расчетов в криптовалютах, что находится в красной зоне на территории РФ. Этот фактор способен значительно помешать созданию корпоративных метавселенных в нашей стране. Также среди основных барьеров игроки рынка отмечают недостаточные зоны покрытия скоростным интернетом в стране и политику импортозамещения. Другая часть экспертов уверена, что Россия будет одним из мировых лидеров по внедрению корпоративных метавселенных.
Ирина
Приборкина
© ComNews
11.02.2022

Половина сотрудников (44%) готовы к работе в метавселенной, 20% не хотели бы этого, 21% говорят, что относятся к этому нейтрально, и еще 15% затрудняются ответить, говорится в исследовании по заказу компании Lenovo. Также там отмечается, что 44% опрошенных считают, что работа в виртуальном пространстве повысит их производительность труда, а половина респондентов (51%) согласны, что быстрое внедрение работодателем новых технологий - показатель готовности к цифровому прогрессу, такому как метавселенная.

Также авторы исследования отмечают, что многие сотрудники сомневаются, смогут ли в их компании осуществить такую реформацию. Например, двое из пяти (43%) респондентов считают, что их работодатели не обладают знаниями и опытом, позволяющими перенести все бизнес-активности в метавселенную будущего. Глобальное исследование проведено YouGov по заказу Lenovo. В опросе участвовали более 7,5 тыс. работающих взрослых из США, Великобритании, Бразилии, Сингапура, Китая и Японии.

По словам президента Lenovo Solution & Services Group Кена Вонга, пандемия заставила всех адаптироваться к новым форматам работы. Он отмечает: несмотря на то что метавселенная еще не стала чем-то повсеместным, организации уже сейчас могут повысить продуктивность команд. "Пока мы только начинаем касаться возможностей метавселенной, но уже сейчас цифровое пространство открывает множество возможностей для бизнеса, и, согласно нашему исследованию, почти половина сотрудников готова участвовать в реформации рабочего места. Для этого компаниям необходимо найти новые способы максимально эффективно использовать свои технологии", - говорит он.

Управляющий партнер DIS Group Александр Тарасов отмечает, что Facebook, который вдруг стал Meta, породил новый тренд (если не сказать - хайп) и целую волну рассуждений на тему, возможен ли полный переход в метавселенную, но этот разговор уместен, только если речь о нашей бытовой, повседневной жизни, а точнее - о развлечениях.

"Очевидно, что технологически Meta будет метавселенной развлечений, а именно - дальнейшим этапом в развитии социальных сетей. Если же говорить о корпоративном сегменте, то дискуссия, готовы ли сотрудники перейти в метавселенную, принципиально не имеет под собой никакой основы", - говорит эксперт. Он считает: чтобы перевести сотрудников в метавселенную, нужно прежде всего перевести предприятие, а перевод предприятия в метавселенную - это не что иное, как построение цифрового двойника компании с точной копией производственных и финансовых активов, бизнес-процессов, управления персоналом и других корпоративных функций. "Поэтому, прежде чем говорить о готовности сотрудников перейти в метавселенную для исполнения своих должностных обязанностей, надо в первую очередь решить вопрос с построением в этой метавселенной цифрового двойника предприятия, иначе наши рассуждения не имеют практического значения", - говорит Александр Тарасов.

Председатель правления компании Spirit и VideoMost Андрей Свириденко считает, что метавселенные - это следующий шаг после ВКС. "До ВКС были е-мейл и звонки, но сейчас люди пользуются ВКС каждый день, и дома, и на работе, и ВКС интегрировалась с мессенджером. Метавселенные - это то, к чему мир и мы постепенно придем, но позже. Я публично предсказывал развитие VR-технологий внутри ВКС-продуктов для коммуникации людей еще 10 лет назад. Более того, моя компания SeeStorm сделала такой ранний программный продукт, real-time 3D-аватары (синтетическое 3D-видео) на мобильных телефонах, еще 15 лет назад, в 2004 г. мы развернули наш платный потребительский сервис на 3G-сети KDDI в Токио, вместе с партнером Kyocera и японской 3D-игровой компанией, но мы оказались слишком впереди мирового технологического рынка. После этого мы переименовали компанию SeeStorm в VideoMost и занялись ВКС в 2011 г.", - рассказывает Андрей Свириденко.

"Приведенные результаты исследования кажутся не совсем ясными. Считаю, что концепция комфортной рабочей среды в метавселенной в настоящий момент еще незрелая. Если говорить о виртуальных платформах с цифровыми аватарами - сейчас такие решения используются для проведения мероприятий, - то они все еще сильно проигрывают по показателям эффективности офлайн-выставкам", - считает генеральный директор компании "Ланит-Терком Италия" (входит в группу "Ланит") Екатерина Уфнаровская. Она отмечает, что необходимо потратить время на изучение управления на такой платформе, если необходимо действительно выступить, а не думать, что случайно нажали кнопку, а ваш аватар перед аудиторией замахал руками или, наоборот, кто-то нечаянно пустил слушателя в пляс с музыкой, при этом на доклад отведено всего 10 минут. "Пока рано говорить о широком распространении метавселенных и о полном переносе бизнес-активностей в виртуальный мир. Профессиональное сообщество только делает первые шаги в сторону создания удобных для обычных пользователей устройств - а не только для технических специалистов или бета-тестеров. Пока остается удобным работать с обычным ноутбуком и использовать платформы связи, нежели восемь часов сидеть в каске виртуальной реальности или в очках. Однако функция удаленной поддержки с помощью умных очков или AR-помощник на производстве - это уже реальность, и технологии применяются в полевых условиях", - говорит она.

Директор по стратегическому развитию AVS Consulting Алексей Шестаков считает, что данные исследования компании Lenovo по миру не соответствуют картине на российском рынке. "Использование метавселенных как корпоративного инструмента организации труда повлечет за собой существенные структурные изменения как в деятельности самих компаний, так и в деятельности государственных органов. Я уверен, что сейчас даже российские ИТ-компании в существенной доле не готовы к таким изменениям", - отмечает он.

По мнению директора по продуктовой стратегии группы Т1 Сергея Иванова, главная задача метавселенных - организовать удобный по форме канал эффективного взаимодействия. По его словам, на конец 2021 г. не более 15% российских компаний последовательно и успешно занимаются внутренними коммуникациями, гибкими методологиями и альтернативными способами организации совместного производства. Еще меньший процент компаний используют мультиканальные платформы совместной работы, корпоративные мессенджеры и таск-трекеры - куда менее затратные и менее требовательные к каналам связи и объемам расходов инструменты, чем метавселенные. Также он отмечает, что очевидна необходимость приобретения дополнительных интерфейсов взаимодействия в метавселенных, что не позволит в ближайшей перспективе создать массовый спрос на подобные решения даже на корпоративном уровне. "Основной нишей будут оставаться продажи как реальных, так и виртуальных предметов, создание и управление некими платежными эквивалентами, которые так или иначе будут конвертироваться в стоимостные аналоги реального мира или фиатные деньги. Это мы можем наблюдать уже сейчас, например, в части игровых платформ Roblox", - поясняет эксперт.

Говоря о перспективах развития корпоративных метавселенных в России, эксперты отмечают ряд препятствий, в большей степени связанных с госсектором. Так, Алексей Шестаков из AVS Consulting отмечает, что пока чиновники с большим подозрением смотрят на новые технологические решения, и это видно по позиции ЦБ по отношению к криптовалютам. "Создаваемые в мире метавселенные сейчас прочно завязаны на технологии расчетов в криптовалютах, что находится в красной зоне на территории РФ, а возможность ведения расчетов и подключения удаленных сотрудников в метавселенных - ключевое их преимущество. Возможно, что продвинутые российские компании просто будут искать способ сменить юрисдикцию, если давление государства будет усиливаться. Для России это большой минус", - отмечает эксперт.

"Общемировой курс на цифровизацию позволяет прогнозировать тиражирование новых подходов во всех странах. Безусловно, все зависит от готовности как частного, так и государственного сектора к внушительным затратам на внедрение концепции метавселенной. Переход на удаленный формат работы в период пандемии показал, что отечественные компании готовы быстро перестраиваться под внешние запросы и изменения. Метавселенная на ИТ-просторах России возможна, но этот путь будет долгим", - считает директор по персоналу Oberon Элина Кудишина.

Сергей Иванов из группы Т1, говоря о перспективах развития корпоративных метавселенных в России, отмечает: с учетом того, что 30% населения страны не имеет стабильного доступа к сети интернет, говорить о массовом использовании пока преждевременно. "Хотя подобный тренд есть, и он будет развиваться. Сдерживать перенос корпоративных процессов в виртуальный мир будут растущие требования к информационной безопасности и невысокая эффективность текущего инструментария киберзащиты в метавселенных", - считает Сергей Иванов.

Генеральный директор АК "Новый космос" (участник РУССОФТ) Антон Алексеев считает, что работа в метавселенной - пока неблизкая перспектива, в российской практике нет широко распространенных "открытых миров" формата OpenSource или примера крупных компаний, которые мотивировали бы попробовать среднему или малому бизнесу также окунуться в данную тему. "Пока метавселенные - имиджевые истории, случающиеся в России преимущественно в вузах, в рамках мероприятий - финал "Цифрового прорыва" президентской платформы "Россия - страна возможностей". Вместе с настороженным отношением к данному инструменту ведения рабочего процесса и восприятию этого больше как онлайн-игры, у нас объективно в масштабе страны не вся территория покрыта высокоскоростным интернетом", - считает эксперт.

По словам Элины Кудишиной из компании Oberon, внедрение новых сервисов - это сложный и объемный проект, требующий значительных ресурсов, и в первую очередь должна появиться определенная целевая аудитория, практическое обоснование для таких инвестиций. "Пока метавселенная не станет одним из источников прибыли, быстрого курса на тиражирование ее в России не стоит ждать", - считает она.

Директор Hi-Tech департамента компании Kontakt InterSearch Russia Анастасия Овчаренко, напротив, считает, что у России есть все предпосылки для внедрения метавселенных на корпоративном уровне. "Мы получили доступ к ИТ-инструментам с большим технологическим отрывом. Более позднее внедрение по сравнению с другими странами дало возможность использовать более совершенные версии. Это сыграло нам на руку", - уверена она.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын тоже видит перспективу на российском поле для развития корпоративных метавселенных, а именно то, что в России специалисты в новой экономике довольно молоды. "Через WhatsApp работа организована уже даже в школах, то есть учителя освоить этот способ смогли. Значит, одолеют и метавселенные. Специалисты службы доставки, торговли, строительства, ремонта тоже справятся. Сложнее себе представить работу через метавселенные тех, кто занят на госслужбе, включая оборонные предприятия", - считает эксперт.

Екатерина Уфнаровская из "Ланит-Терком Италия" уверена, что Россия будет в числе лидирующих стран по разработке достойных технологических решений. "Цифровые двойники и AR-помощники активно входят в портфель инструментов российских предприятий", - уточняет она.

Андрей Свириденко из Spirit и VideoMost, наоборот, считает, что Россия пока не будет в метавселенных лидером, а будет догонять. По его мнению, предпосылок для масштабного внедрения в России метавселенных сейчас мало. "На рынке пока нет таких продуктов ни от международных, ни тем более от российских разработчиков, но как только Meta (бывший FB), Google, Microsoft, Apple сделают свои метапродукты для широкого использования, и если они без ограничений - политических и экономических - будут доступны к внедрению у нас, тогда да, распространяться они смогут среди продвинутых пользователей довольно быстро", - уточняет Андрей Свириденко.

Леонид Делицын из ФГ "Финам" отмечает, что Россия всегда занимает позиции в середине рейтинга в силу своих размеров. "Обогнать Сингапур, Гонконг и Исландию в силу своих размеров мы не сможем. Обогнать Китай, вероятно, тоже, поскольку сейчас каждый второй покупатель онлайн-магазина в мире - китаец, и у них есть собственные популярные инструменты коммуникации в виде WeChat и TikTok, к которым привык каждый. У нас пока непонятно, на базе каких платформ будут построены собственные метавселенные. В силу соображений безопасности кажется крайне маловероятным, что наши корпорации будут управлять сотрудниками на основе продуктов Microsoft или Roblox или китайских корпораций. А свои метавселенные еще не готовы, их надо делать", - считает аналитик.

Аналитик "Фридом Финанса" Антон Скловец тоже считает, что Россия вряд ли станет лидером в вопросе корпоративных метавселенных в ближайшее время. "Если только в каких-то отдельных отраслях. Основная проблема вовлечения в метавселенные - финансовая. Нет точного понимания расходной части, а также существует опасение, что купленное оборудование может в сжатые сроки стать устаревшим. Если сейчас для видеосвязи - через которую происходит основная масса удаленных контактов и презентаций - достаточно любого устройства с камерой и интернета, то для работы через метавселенную уже потребуется дополнительное оборудование, которое не имеет широкого распространения в быту, а это дополнительные затраты, на которые не все готовы пойти", - говорит эксперт.

"Опираясь исключительно на собственные наблюдения последних лет, считаю, что для России метавселенные - пока новая история, и в числе лидирующих стран, которые начнут внедрять корпоративные метавселенные, мы вряд ли будем. Как показывает опыт, наши соотечественники не всегда готовы к нововведениям, которые быстро и успешно применяются на Западе. С другой стороны, с каждым годом мир становится все более цифровым, и со временем метавселенные наверняка станут повсеместным вариантом существования в рамках той или иной организации. С большой долей вероятности в метавселенные быстрее других войдут компании - разработчики игр, и в первое время в них перейдет небольшое количество ИТ-компаний в целом, стартапы, телекоммуникационные компании, то есть о массовом внедрении и распространении пока говорить рано", - считает директор по персоналу компании - разработчика ПО "МойОфис" Екатерина Дементьева.

Александр Санин из компании "Аванпост" говорит, что в России уже есть зачатки корпоративных метавселенных, но в том случае, если принимать за них некоторые популярные экосистемы - подобные тем, которые развивают Сбер и "Яндекс". Однако, по его словам, заявлений о реальном переходе людей в метавселенную не делали пока и эти компании.

Как отмечает Антон Скловец из "Фридом Финанса", начало развития метавселенных наблюдается и в РФ, и в мире. "Зачатки, бесспорно, есть. К примеру, с 2018 г. запущен ряд проектов виртуальной реальности в образовании: "Современная цифровая среда", "Цифровая школа", "Образование 2024", - рассказывает аналитик.

Алексей Шестаков из AVS Consulting, говоря о зарождении корпоративных метавселенных в России, приводит в пример "Росатом". "Компания принимает участие в создании метавселенной, насколько я понимаю, основная ее функция - это организация виртуальных корпоративных мероприятий. Так что процесс пошел. Другой вопрос, что частный российский бизнес в целом не спешит вкладываться в цифровые платформы, а государственный сектор вряд ли способен создать конкурентоспособный продукт, который будет пользоваться спросом у бизнеса", - отмечает эксперт.

Леонид Делицын, аналитик ФГ "Финам", прогнозирует, что продвигать метавселенные будут крупнейшие корпорации, которые обладают и технологиями, и аудиторией. "Это Microsoft и Facebook. У нас "Яндекс" традиционно не добивался успехов в коммуникационных проектах, где лидировал Mail.ru. Скорее всего, VK под руководством Владимира Кириенко такое решение и предложит. Храбрости войти на этот рынок может хватить у Сбера, но ему надо разработать или приобрести саму технологию. Но пока ни про пользовательские, ни про корпоративные метавселенные у нас мне ничего не известно", - рассказывает аналитик.

Элина Кудишина из Oberon отмечает, что прообразы метавселенных можно встретить в формате корпоративных интерактивных порталов, игр-симуляторов, где сотрудники объединены цифровым пространством, имеют свои роли, конвертируемую валюту, проходят задания, получают награды, призы. "С учетом демографической ситуации и выхода на рынок труда поколения Z метавселенные станут одним из самых весомых факторов мотивации и удержания персонала. Компании, у которых получится внедрить такой сервис в корпоративной среде, смогут выстроить эффективные внутренние коммуникации в цифровом формате, несмотря ни на какие расстояния", - добавила она.

Екатерина Уфнаровская из "Ланит-Терком Италия" напоминает, что первые прототипы и решения находятся на тестировании у предприятий - это было предусмотрено государственной программой по ИИ. "Более того, именно в России уже есть действующий Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который подписывается компаниями-игроками на отечественном рынке", - уточняет эксперт.

Алексей Шестаков из AVS Consulting отмечает, что при создании корпоративных метавселенных в России в первую очередь придется задуматься, насколько это повлияет на позицию и действия государственных органов. С другой стороны, по его мнению, появление корпоративных метавселенных очень быстро приведет к интеграции бизнеса в цепочках поставок с одной стороны и размыванию человеческого ресурса - с другой. "Конкуренция за квалифицированных специалистов, безусловно, повысится, и если бизнес не перестроится и не повысит свою эффективность, то его ждут проблемы. В целом, я считаю, рынок ждут большие перемены. Но вряд ли это сильно повлияет на деятельность госкорпораций и компаний, живущих за счет госзаказа", - говорит эксперт.

Аналитик компании "Фридом Финанса" считает, что основная проблема для формирования корпоративных метавселенных в России - это дороговизна импортного оборудования, которым необходимо оснастить большую компанию. Также, по его мнению, необходимо изучить психологическую реакцию людей на пользование метавселенными, которая может быть разной. "К тому же надо понимать, что время использования спецоборудования весьма ограничено. Далеко не все могут провести в нем более двух часов, а средние и мелкие предприятия пока в этой технологии не нуждаются", - отмечает он.

Екатерина Уфнаровская из "Ланит-Терком Италия" отмечает еще одну особенность российского рынка - тенденцию к максимальной реализации решений на отечественном ПО, а также повышенные требования к безопасности хранения данных пользователей на территории нашего государства.

Аналитик ФГ "Финам" считает, что при создании корпоративных метавселенных стоит учитывать стратегию замещения импорта и национальную безопасность, иначе интеграторы уже вовсю продавали бы такие вселенные.

Драйверами развития метавселенных являются многочисленные онлайн-сервисы, оказывающие сегодня на нас большое влияние, говорит коммерческий директор "Аванпост" Александр Санин. По его словам, деньги уже давно стали цифрами в экране телефона, а доставка готовой еды и продуктов - это пара кликов в приложениях. Учиться в самых престижных университетах мира тоже можно онлайн. "Подобные сервисы станут частью метавселенных, причем без особых доработок. В свою очередь, аватары порядком расширят возможности людей в таких мирах. Как показала пандемия, многое можно делать, не выходя из дома. Работать? Без проблем - виртуальный офис к вашим услугам: подключайтесь, работайте, общайтесь с коллегами. Ограничения, конечно, существуют - работать условным грузчиком, к примеру, в метавселенной пока не получится, нужно дождаться появления соответствующих роботов, способных выполнять функции погрузки-разгрузки, и тогда уже с их помощью, не применяя физических усилий, работать, находясь в метавселенной", - делится мнением эксперт. Также он отмечает, что у развития метавселенных есть и серьезные барьеры, основной из них - деньги. По его словам, разработка собственной метавселенной требует колоссальных инвестиций с высоким риском. "Как будут работать бизнес-модели метавселенных, сегодня можно лишь предполагать. Поэтому подобные эксперименты могут позволить себе только очень крупные корпорации с агрессивными стратегиями развития", - считает Александр Санин.

Алексей Шестаков из AVS Consulting полагает, что единственным драйвером для развития метавселенных сейчас является небольшая группа энтузиастов во всем мире, готовых вкладываться и создавать метавселенные. "С одной стороны, всем понятно, что это будущее и его уже никак не отменить, это вопрос времени. С другой стороны, создание метавселенной - задача сверхсложная, даже Марк Цукерберг взял на создание собственной "Меты" около пяти лет", - отмечает эксперт. Также он считает, что антагонистом этого процесса будут выступать государства, и пока чиновники не поймут, как им зарегулировать деятельность метавселенных, будут существовать риски для бизнеса, ведущего в них деятельность.

"Создать собственного цифрового двойника может только предприятие, которое в значительной степени прошло путь цифровой трансформации. Это означает, что компания научилась не только собирать большие массивы данных - к примеру, с помощью технологий интернета вещей, - но и обеспечивать их интеграцию, поддерживать необходимый уровень их качества и высокую скорость создания data-продуктов. Это возможно только через объединение Big Data и решений по управлению данными. Поэтому можно сказать, что внедрение решений по управлению данными является сейчас ключевым драйвером движения в сторону метавселенных", - считает управляющий партнер DIS Group Александр Тарасов.

Андрей Свириденко из Spirit и VideoMost полагает, что задержки с внедрением метавселенных в РФ в будущем могут быть связаны с новыми санкциями и с тем, что мы отвлечены от разработки и использования таких прогрессивных и ресурсоемких технологий созданием собственной базы для внедрения - микропроцессоров. "Сейчас у РФ банально нет нужного количества собственных мощных процессоров, на которых мы могли бы внедрять VR-технологии повсеместно. Нестабильная геополитическая обстановка и постоянные угрозы санкций не добавляют положительных драйверов этому процессу. Кроме того, метавселенные требуют связи 5G для доступа в виртуальные пространства", - говорит эксперт. Среди драйверов он отмечает неизбежный рост скоростей в бизнес-процессах, дефицит времени, необходимость опережать конкурентов и работать быстрее. Среди препятствий - необходимость гарантировать безопасность всех корпоративных и пользовательских данных, содержащихся в метавселенных, контроль доступа, защита от хакеров.

По словам Екатерины Уфнаровской основным фактором, который стал мешать развитию, однозначно является повышенный хайп по отношению к метавселенным. По ее мнению, потребители уже имеют завышенные ожидания и требования, даже не представляя зачастую разницу между VR и AR. "В качестве простого примера можно привести запрос вместить сцену c 3D-персонажами в реальный мир и удивляться, что солнечный свет не падает правильно на фигуры, "как в фильме", - уточняет она.

Анастасия Овчаренко из компании Kontakt InterSearch Russia считает, что первая проблема развития корпоративных метавселенных - финансирование. "Обработка гипотез, разработка пилотных проектов требуют больших вложений. Инвестиции нужны и для создания инфраструктуры для метавселенных. Не все компании готовы выделить такие бюджеты - в ближайшее время тренду будут следовать передовые бизнес-игроки. Еще одним фактором, замедляющим внедрение метавселенных, является вопрос безопасности. Некоторые диджитал-инструменты не защищены от хакерских атак, что влечет за собой определенные риски", - уверена она.

"Драйвер - это привычка новых поколений делать все внутри TikTok и Roblox. Через 10 лет руководящий слой будет заменен этим поколением. А оно e-mail не пишет", - говорит Леонид Делицын из ФГ "Финам".

Антон Алексеев из АК "Новый космос" считает, что для создания новой реальности в России нужно больше предпосылок. "Это и появление доступных VR-средств типа очков дополненной реальности, это нормативное регулирование и законодательная рамка криптовалют и других важных составляющих полноценной метавселенной", - говорит он.

Новости из связанных рубрик