Денис
Решанов

основатель и управляющий директор компании GigAnt
© ComNews
16.05.2022

Экономика России переживает турбулентность. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина предупредила, что "уже во втором - начале третьего квартала мы войдем в период структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса". А это значит, что многие граждане будут искать новую работу, подработку или пытаться открыть свое дело. И важную роль в этих процессах на рынке труда может сыграть институт самозанятости.

В законодательстве эта форма занятости регулируется законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Это специальный налоговый режим для самозанятых граждан РФ и граждан стран, входящих в Евразийский экономический союз (Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия). Стоит обратить внимание, что изначально законодатель урегулировал налоговые аспекты новой формы занятости, но не ее правовой статус в целом. Конечно, одно из главных преимуществ специального налогового режима - низкая налоговая ставка: самозанятый уплачивает 4%, если получил доход от реализации товаров или услуг физлицам, и 6% - за доходы, полученные от реализации товаров или услуг ИП и юрлицам. Экспериментальный режим действует до 31 декабря 2028 года. Но, полагаю, самозанятость уже оправдала себя и точно займет постоянное место среди форм занятости в России.

Большие возможности сейчас развиваются у платформенной занятости. Так называемая гиг-экономика уже изменила рынок труда: благодаря "сетевым эффектам" цифровые платформы соединяют заказчиков и исполнителей и перераспределяют трудовые ресурсы наиболее эффективным образом. Поэтому сейчас, в период изменений, многим гражданам удобно подрабатывать на таких платформах: они могут сами выбирать количество нагрузки, практиковаться в тех же сферах, что и прежде, или развивать новые компетенции: от ИТ и копирайтинга до ремонта и репетиторства. Самозанятость может прийти на помощь гражданам, потерявшим работу или часть заработка, быстро найти подработку и выйти на прежний уровень дохода. Тренд на подработки уже очевиден: так, по данным "Авито Работы" и сервиса временных исполнителей GigAnt, 66% россиян планирует искать подработку в ближайшие три месяца. При этом 52% респондентов удобно это делать через специализированные сервисы для поиска такой занятости.

При этом несмотря на привлекательность для работников, гибкость и простоту оформления, институт самозанятости все еще недостаточно проработан на законодательном уровне. Его статус "плавает" между гражданско-правовым и трудовым регулированием, многие работодатели боятся нанимать самозанятых из-за риска переквалификации отношений с такими сотрудниками в трудовые.

Другая важная проблема - отсутствие социальных гарантий у таких "работников". На кого должны быть возложены социальные выплаты? Если на государство или платформы, то, следовательно, увеличится налогообложение, либо платформы будут брать дополнительные комиссии. Поскольку в итоге эти выплаты так или иначе ложатся на самих самозанятых, то целесообразно мотивировать их добровольно уплачивать взносы в социальные фонды. Это доступно и сейчас, но вот только мало кто пользуется этой опцией. По-видимому, нужно провести информационную кампанию о том, что уплачивать взносы на социальное и пенсионное страхование - просто и важно. Эту информацию нужно доносить, в том числе, через приложение "Мой налог" и в личных кабинетах платформ, где самозанятый откликается на задания.

Еще в 2021 году о получении статуса самозанятого задумывались 62% россиян, по данным исследования Cup.li и Qugo.ru. Среди основных опасений: отсутствие клиентов, отсутствие гарантий, что государство не изменит условия выгодного налогового режима, наличие "подводных камней" у самозанятости, опасения не получить достойную пенсию, сложности при получении кредитов. Таким образом, многие страхи и сомнения связаны с пробелами в регулировании самозанятости, отсутствием социальных гарантий и недостаточной информированностью граждан о плюсах и минусах этой формы занятости, своих правах и обязанностях.

Есть и другие преграды: например, ограниченный список сфер деятельности и порог по годовому доходу в 2,4 млн руб. Для представителей ИТ-отрасли, где гонорары в среднем выше, чем в других сферах, этот лимит представляется недостаточным, поэтому было бы правильным увеличить порог по годовому доходу.

Как улучшить регулирование института самозанятости в России? На круглом столе в Общественной палате РФ по этой теме были сформулированы следующие шаги:

  • расширение сфер деятельности, в которых возможно применение налога на профессиональный доход: добавление такси, торговли товарами, не произведенными собственными силами, аренды нежилых помещений;
  • повышение порога годового дохода для самозанятых до 10 млн руб.;
  • создание четких правил работы самозанятых по договору с юридическими лицами для исключения риска признания этих отношений трудовыми;
  • соблюдение экономических прав фрилансеров, получающих доходы от зарубежных заказчиков, что особенно важно сегодня, когда переводы между странами стали практически невозможными.

Сейчас в Государственной Думе ведется работа по изменению закона о занятости, и крайне важно, чтобы к этой работе были привлечены представители отрасли и общественные объединения, представляющие интересы самозанятых - только так мы сможем добиться позитивных изменений и для самих самозанятых, и для экономики в целом. Хотелось бы, чтобы диалог с представителями государственных органов, цифровых платформ и фрилансерами продолжился и привел нас к реальным изменениям законодательства и, что не менее важно, формированию позитивного восприятия самозанятости работодателями и гражданами. При этом нельзя допустить ужесточения регулирования, появления новых требований и барьеров, ведь одно из главных преимуществ самозанятости и платформенной занятости - их гибкость. Платформенная занятость и самозанятость достаточно легко адаптируются к меняющимся реалиям на рынке труда, быстрым кадровым переходам и структурным изменениям экономики. Самое важное прямо сейчас — помочь людям сохранить доходы и применить свои навыки там, где они наиболее востребованы.