Сергей
Курьянов

директор по стратегическому маркетингу
"ДоксВижн"
© ComNews
14.06.2022

Сергей Курьянов предлагает разобраться, чем цифровая трансформация отличается от изменений в ИТ-системах предприятия, а также от других, нецифровых трансформаций. Чтобы не называть покупку принтера или переход на облачную инфраструктуру трансформацией, а придерживаться верных терминов. Он предлагает найти возможности для трансформации в настоящем времени, когда перед ИТ стоят вызовы сохранить бесперебойность бизнес-процессов и повысить независимость от зарубежного ПО.

Слова "цифровая трансформация" появились в российском медийном поле после выступления Германа Грефа на Гайдаровском форуме в 2016 году. Это выступление мало кого оставило равнодушным, но отнюдь не внесло ясности по вопросам, что это такое, кому оно грозит и пора ли уже всем туда? Прошло семь лет, и ясности не прибавилось, несмотря на разработку стратегий цифровой трансформации на всех крупных предприятиях, появление в топ-менеджменте поста CDTO и прочие инновации. Называют ею все, что так или иначе касается ИТ. Буквально от покупки принтера до перехода на облачную инфраструктуру.

Давайте попробуем, наконец, разобраться, чем цифровая трансформация отличается от изменений в ИТ-системах предприятия, а также от других, нецифровых трансформаций.

Развитие методов производства и управления происходило в целом скачками. Выделяют четыре промышленных революции.

Каждая революция порождала соответствующие трансформации. Конкуренция заставляла предприятия трансформироваться максимально быстро. Именно эти трансформации и назывались промышленными революциями.


Интересно, что на множестве картинок такого рода есть технологические изменения, тут они в нижних текстах, но нет собственно трансформаций. А ведь революции происходили не в технологиях, а в организации производства товаров и услуг. Новые технологии являются только средством, инструментами трансформаций. "Постнаука" иллюстрирует четыре промышленные революции и описывает изменения бизнес-моделей. Первая революция - фабричное производство. Вторая - массовое производство, в том числе конвейерное, вертикальная интеграция в цепочках создания стоимости. Третья - гибкое производство с использованием компьютерной техники на всех этапах производства и управления. Четвертая - сетевые структуры интеграции в рынок, платформенные бизнес-модели.

Примерно в то же время начались разговоры об импортозамещении. Долгое время все ограничивалось разговорами и разработками разного рода требований к отечественному софту: что он должен и чего не должен. Но рынка это всерьез не задевало. Регуляторы не принуждали предприятия покупать отечественное, а предприятия искренне не понимали, почему им надо что-то менять, и продолжали покупать только то, что они многие годы покупали.

Эта актуализация импортозамещения как раз и делает актуальной тему цифровой трансформации управления: очевидно, что лучше решить две задачи сразу - и заместиться, снижая риски, и реализовать прорывные инновации в бизнес-модели. К этому вопросу мы еще вернемся в одной из следующих статей.

Есть разные классификации, но мне нравится простая, основанная на изменениях бизнеса, а не технологий.

Операционная трансформация - это изменение инструментов без изменения процессов. Например, раньше документы печатали на машинке, а теперь их печатают на компьютерах. В такого рода трансформациях рисков почти нет, однако не стоит и ожидать революционного роста эффективности. До начала третьей промышленной революции компьютеры уже были, а вот изменений в модели управления почти не было.

Глубокая трансформация - это глубинное изменение операционной модели при сохранении бизнес-целей. Например, внедрение СЭД вместо традиционной канцелярии. Или автоматизация управления договорами. Тут потенциал роста эффективности гораздо выше. Например, автоматизация управления договорами позволит применить отличные алгоритмы управления разными группами договоров и радикально повысить качество управления, снижая риски и операционные потери.

Стратегическая трансформация - это трансформация на уровне рынка и миссии компании, открывающая ей новые горизонты и делающая "перезапуск" механизмов роста. Пример - Apple, находившаяся в глубоком кризисе как производитель компьютеров и трансформировавшаяся в производителя массовых гаджетов, производителя и продавца цифрового контента.

Платформенная бизнес-модель как цель трансформации

С платформами тоже есть некоторая путаница, особенно в среде ИТ. Говорят, например, что Uber работает на цифровой платформе, что "Сбертех" строит для Сбера цифровую платформу. Это, конечно, правильно, но не имеет отношения к цифровой трансформации.

В контексте цифровой трансформации платформой называют сетевую организацию производства и распределения продукции и услуг, вмещающую в себя целые производственные цепочки, а также не только производителей, но и покупателей этой продукции и услуг. Цифровые технологии тут, конечно, необходимы, но никакой технологической революции с другими традиционными интернет-приложениями они не несут. Что касается платформенных бизнес-моделей, мне близок простой подход, изложенный в ряде работ В.Д. Марковой (Институт экономики и ОПП СО РАН).

Исторически выделяются два классам моделей - "Цифровой двойник" и "Интегратор".

Цифровой двойник. Платформы на основе модели цифрового двойника развиваются в производственной сфере, приходя на смену традиционной модели производственного аутсорсинга в рамках цепочки поставок. Примером является модель, выстроенная компанией Boeing. Проще говоря, если вы заказываете что-то у Boeing, то компания, используя имеющуюся у нее модель цепочки поставок, автоматически распределяет, кто и что сделает, согласовывает сроки в цепочке и обеспечивает отгрузку товара потребителю. Участники цепочки имеют в модели свои личные кабинеты, через которые участвуют в планировании, разработке и изготовлении компонент.

Интегратор (пример Uber и аналогичные). Платформа на основе модели цифрового двойника соединяет производителя услуги c ее потребителем напрямую. Владелец платформы эти услуги сам не оказывает, его услуга - установление связи между покупателем и производителем и помощь в расчетных операциях и документировании. Следующим шагом является подключение к платформе внешних платформ (технически через API), которые "владеют" собственными сетями производителей/потребителей товаров и услуг. Например, в Uber-подобную модель может встроиться специализированная сеть междугородной доставки коммерческих грузов.

Двигаясь в сторону цифровой трансформации своего бизнеса, нужно иметь в виду его "платформизацию", то есть формирование сетевой архитектуры поставок и вовлечение ее во взаимодействие с целью удовлетворения спроса потребителей.

Далее мы будем рассматривать трансформацию административно-хозяйственного уровня управления предприятием в контексте использования инструментов СЭД/ECM/CSP.