О планах по дальнейшему развитию "умных" транспортных систем рассказали участники профильной конференции РОСДОРНИИ в Москве. Она состоялась в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Там на одной площадке собрались руководители Минтранса, профессиональных ассоциаций и научных организаций, представители ведущих компаний сферы ИТС и региональных заказчиков.
Создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в регионах проходит в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Автоматизировать процессы управления дорожным движением планируется в 64 городских агломерациях. Из бюджета на эти цели выделят в общей сложности 42 млрд рублей до 2024 года. При этом во многих регионах еще только приступают к внедрению ИТС. И, по словам специалистов, такая работа часто носит локальный и несистемный характер. Исправить ситуацию должны уже в этом году.
"Сейчас идет активная работа над созданием и обновлением более десятка ГОСТов. Мы в начале формирования основных принципов и подходов, закладываем базу для развертывания ИТС в субъектах страны. Нацпроект планируется продлевать до 2030 года. А значит и внедрение "умных" транспортных систем в регионах будет продолжено", - сообщил заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Антон Козлов.
Другая острая тема – зависимость сферы от иностранного оборудования и ПО. Санкционные риски велики, из-за чего могут оказаться под угрозой срыва многие региональные проекты. Чаще всего зарубежная техника применяется для обработки больших данных и в системах видеомониторинга. Выход из сложившейся ситуации может стать параллельный импорт. Но это дорогое и временное решение, поэтому сейчас крайне важно поддержать отечественных разработчиков и поставщиков, считают эксперты.
"Многие элементы и объекты современных "умных" транспортных систем – это критическая информационная инфраструктура. Конечно, использование зарубежных компонентов вызывает все больше вопросов особенно в текущих условиях. НПО "ИТС", например, сейчас реализует несколько довольно крупных проектов в регионах. Мы делаем ставку на внедрение собственных IT-продуктов и российского оборудования. Что это дает нашим заказчикам? По сути, гарантии стабильной работы всех систем, возможность бесперебойного сервисного обслуживания и ремонта техники", - отметил заместитель генерального директора НПО "Интеллектуальные технические системы" Сергей Жущиковский.
Сейчас к внедрению ИТС приступили уже в 49 городских агломерациях по всей стране. По словам специалистов, ближайшие два года должны стать прорывными для этой сферы и принести конкретные осязаемые результаты: уменьшить пробки, повысить безопасность на дорогах и мобильность жителей регионов.
НПО "ИТС"- крупный российский разработчик и интегратор интеллектуальных транспортных систем, резидент Фонда "Сколково". Компания занимается автоматизацией транспортных процессов управления дорожным движением. Ключевые технологии: микросервисная архитектура, применение нейросетей, поддержка алгоритмов адаптивного управления дорожным движением на основании различных параметров транспортного потока. Цифровые продукты НПО "ИТС" включены в реестр российского ПО и эффективно применяются в интеллектуальных транспортных системах в 6 городских агломерациях.