Рост общей выручки "Яндекса" за II квартал 2022 г. составил 45% по отношению к аналогичному периоду и равен 117,7 млрд руб., чистая прибыль составила 8 млрд руб., скорректированная чистая прибыль - 13,1 млрд руб. Результаты компании оказались выше прогнозов за счет улучшения операционной эффективности ключевых направлений сегмента, а также более строгого контроля затрат.
© ComNews
27.07.2022

Пресс-служба компании "Яндекс" сообщила, что чистый убыток компании за шесть месяцев этого года составил 5 млрд руб. Представители компании отметили, что значительный прирост прибыли в первую очередь объясняется улучшением операционной эффективности большинства ключевых направлений сегмента, а также ориентацией всей группы компаний на увеличение денежных поступлений и более строгий контроль затрат. По их словам, это выражалось в том числе в ограничении найма новых сотрудников, оптимизации маркетинговых и прочих накладных расходов.

Наибольшую часть выручки компании принесли сегменты "поиск и портал", такси-сервисы, каршеринг и аренда самокатов, электронная коммерция, а также доставка. "Доходы сегмента поиск и портал выросли на 31% и составили 51,2 млрд руб. Доля рекламной выручки во II квартале составила 40%. Выручка направления в отчетном периоде выросла на 22% и достигла 48,4 млрд руб.", - сообщила пресс-служба "Яндекса". Также она сообщила, что Yandex Cloud и устройства компании впервые вышли в прибыль: так, с 2018 г. "Яндекс" продал 3,7 млн умных колонок.

Также пресс-служба "Яндекса" рассказала, что общая поисковая доля компании на российском рынке во II квартале выросла до 62,1% с 59,7% годом ранее (по данным "Яндекс.Радар"). "Остаток денежных средств на конец квартала в "Яндексе" составил 75,6 млрд руб. ($1,48 млрд), из которых 23,7 млрд руб. находятся на зарубежных счетах. Капитальные затраты компании во II квартале зафиксированы на уровне 7,7 млрд руб.", - сообщили представители компании.

"Яндекс" не представил прогноз на следующий период, мотивируя это тем, что на сегодняшний день возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе по-прежнему остается ограниченной из-за сохраняющейся высокой степени неопределенности в отношении геополитических и макроэкономических событий в будущем. "Поэтому мы не готовы дать прогноз финансовых показателей на 2022 г., но планируем и дальше подробно информировать о результатах компании и ключевых направлениях развития нашего бизнеса в ежеквартальных финансовых релизах и письмах акционерам", - отметили представители компании. Напомним, в апреле компания прогнозировала, что годовая выручка "Яндекса" составит 490-500 млрд руб.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что выручка компании оказалась на 12% выше его прогноза. "Дело в том, что, по оценкам экспертов рекламного рынка, его объем в этом году снизится на треть - за счет ухода крупных зарубежных рекламодателей. В то время как магическая сила "Яндекса" на рекламном рынке заключается не в них, а в половине миллиона небольших рекламодателей, представляющих малый и средний бизнес, я ожидал, что общее снижение рынка хоть как-нибудь, но скажется на рекламной выручке "Яндекса". То есть что выручка вырастет не более чем на 10-12% - за квартал год к году. А она выросла на 22%, в том числе на поиске и портале - на 31%", - сказал он.

По его словам, что касается роста выручки в райдтехе, то ее рост предполагался (занимая очень большую долю рынка, "Яндекс" может управлять ценами), но рост на 53% - выше ожиданий. "В случае электронной коммерции рост выручки за полгода на 107% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - достаточно быстрый, чтобы продолжать укреплять позиции на рынке маркетплейсов. Показатель EBITDA улучшился практически во всех сегментах. Вообще-то, это важно скорее для фондового рынка, чем для бизнес-модели компании, но в период, когда кредиты получить будет сложнее, а цену акций надо поднимать, это важно и для бизнес-модели", - считает аналитик. По его словам, сам "Яндекс" объясняет рост рекламной выручки увеличением доли в iOS и перераспределением бюджетов в связи с изменением конкурентной среды. "Вероятно, часть бюджетов, уходивших на западные площадки, теперь досталась отечественным. Это хорошая новость. Плохую, если она имеет место, мы узнаем точно в конце года - возможно, в газетах, журналах и на радио рекламы больше нет вообще. Но, казалось бы, там и так уже почти ничего нет, по сравнению с онлайном", - говорит Леонид Делицын. По его мнению, важная новость состоит в том, что компания возобновила наем сотрудников в прежних объемах. "По-видимому, к текущей ситуации она адаптировалась. Главное направление роста в текущем периоде - это электронная коммерция (Маркет), а второе - это облачные услуги. В обеих конкуренция носит принципиально иной, более изнуряющий характер, чем в традиционном для "Яндекса" поиске. Здесь поисковик не обладает решающими преимуществами в сравнении с конкурентами и не будет доминировать на рынках. Но эти рынки большие, и он может занять там заметный процент", - считает аналитик.

Ведущий аналитик "Фридом Финанса" Наталья Мильчакова отмечает, что отчетность "Яндекса" за II квартал и первое полугодие 2022 г. оказалась ожидаемо сильной, но в ряде статей приятно удивила. "Выручка эмитента уже второй квартал подряд в годовом исчислении растет сильнее ожиданий, снова увеличившись на 45% к аналогичному периоду 2021 г. и превысив 117,7 млрд руб. Безусловно, один из важнейших сегментов, способный генерировать очень высокие темпы роста и высокую рентабельность, это сегмент "Поиск и портал", представленный преимущественно рекламными доходами. Доля "Яндекса" на рынке поиска онлайн составляет 61%, и по этому показателю "Яндекс" просто не имеет конкурентов в России", - говорит аналитик. По ее словам, можно также отметить, что во II квартале 2022 г. показатель скорректированной EBITDA компании вырос в 4,4 раза к аналогичному кварталу 2021 г. и достиг 25,7 млрд руб., а рентабельность по EBITDA выросла с 7% во II квартале прошлого года до 22% в отчетном квартале. "При этом можно отметить, что сегмент электронной коммерции, автотранспорта и доставки у компании растет быстрыми темпами, но EBITDA в этом сегменте оставалась вплоть до II квартала 2022 г. отрицательной и только по итогам II квартала вышла в плюс. Это связано с тем, что ранее в формирование новой экосистемы "Яндекс" вкладывал большие средства, но во II квартале 2022 г. компания оптимизировала расходы и, в частности, приостановила наем нового персонала, в том числе и в этот быстрорастущий сегмент бизнеса. Компания также получила во II квартале положительную чистую прибыль, в первую очередь именно благодаря оптимизации расходов", - считает Наталья Мильчакова. По ее мнению, влияние геополитических процессов было заметно только частично. Например, из-за обрушения рынка автомобилей с пробегом во II квартале 2022 г. сократилось количество желающих размещать объявления о продаже подержанных автомобилей на сервисах "Яндекса", но это временная тенденция, а вот меры правительства по поддержке крупного ИT-бизнеса, вероятно, положительно повлияют на "Яндекс". "С другой стороны, возможное сокращение инвестиций может привести к замедлению темпов роста доходов в последующие годы. Акции "Яндекса" сегодня одни из лидеров роста на Московской бирже, сегодня они после публикации финансовых результатов подорожали на 8,03%. Наша целевая цена по бумагам "Яндекса" уже выполнена, на следующие 12 месяцев прогнозируем, что акция компании может дорасти до 2400 руб.", - отмечает Наталья Мильчакова.

По словам аналитика ИК "Велес Капитал" Артема Михайлина, так как компании удалось достигнуть договоренности о выкупе с подавляющим большинством держателей конвертируемых облигаций, следующий отчетный период может быть для холдинга менее сдержанным с точки зрения трат. "Согласно нашей оценке, EBITDA "Яндекса" выросла почти в 10 раз квартал к кварталу и составила 11,3 млрд руб. Доля холдинга в поиске по итогам квартала существенно увеличилась и превысила 62% (+1,1 п.п. кв./кв. и +2,4 п.п. г./г). Положительное движение наблюдалось как на Android, так и на iOS. На операционной системе Apple инвестиции "Яндекса" дают наибольший результат, позволив увеличить долю сразу на 6,2 п.п. год к году", - сообщил аналитик. По его мнению, резкий рост доли связан как с инвестициями компании и ее фокусом на рост влияния, так и перекрытием возможности размещать рекламу в инструментарии Google. "Рост доли в поиске и приток новых клиентов позволяют компании нейтрализовать негативный эффект от падения рекламного рынка", - говорит Артем Михайлин.

Новости из связанных рубрик