Алан
Цаголти

генеральный директор Syncretis
© ComNews
11.08.2022

Страны по всему миру вкладываются в развитие агропромышленного комплекса (АПК). Значительная доля финансирования идет на цифровизацию отрасли: в мире только в I квартале этого года агротех-компании привлекли $3,3 млрд, и это более чем в два раза превышает сумму инвестиций в сектор в первые три месяца 2021 года. В России тенденции похожие. Почему стоит инвестировать в российский агротех, рассказал Алан Цаголти, генеральный директор Syncretis.

Относительно невысокий уровень проникновения ИТ в агросекторе

Вопрос, исчерпаны ли возможности экстенсивного развития в АПК, остается открытым, зато интерес рынка к технологиям в сельском хозяйстве стабильно растет вместе с инвестициями в них. Grand View Research прогнозирует, что к 2030 году объем рынка умного сельского хозяйства достигнет $36 млрд, а среднегодовой темп роста превысит 10%. В России, по оценкам Минсельхоза, индустрию тоже ждет бурный рост: в пять раз к 2026 году, с 360 млрд рублей в 2020 году.

Однако даже с учетом этих цифр отечественные сельхозпроизводители внедряют инновационные решения в три раза реже, чем во Франции и Германии. С США разрыв еще больше. Доля ИТ-кадров от общего количество работников АПК в США, Германии и Великобритании может достигать 4,5%, а в России - всего 2,4%. Так что рынок умного фермерства в стране занимает незначительную часть в мировых объемах.

Причин несколько: например, в России зарплаты людей на ферме невысоки, поэтому крупным производителям часто проще нанять новых сотрудников для решения задач, чем внедрять инновации. А для небольших хозяйств технологии слишком дорогие. Но выгода их использования очевидна: цифровые решения способны сильно снизить себестоимость производства. Контроль и управление всеми этапами земледелия позволяет экономить до 20% ресурсов (агрохимикатов, семенного материала и др.), точнее учитывать сбор и логистику урожая. В итоге спрос на технологии растет, несмотря на все барьеры: доля фермерских хозяйств и сельхозпредприятий, которые собираются увеличить инвестиции в точное земледелие, выросла с 44% в 2020-м до 50% в 2021 году.

Наличие огромного потенциала по вводу в оборот неиспользуемых сельхозугодий

Спрос на продукты питания постоянно растет, а предложение за ним не поспевает. Количество пахотных земель на душу населения в мире сокращается. При приросте урожайности на 1,5% в год, по оценкам Всемирного банка, это приведет к глобальному продовольственному кризису.

Россия могла бы помочь миру справиться с нехваткой пищи за счет введения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Их площадь в стране составляет около 44 млн га, практически половина приходится на пашню. Причина, по которым земли простаивают, разные: владельцам могло не хватить денег или времени на обработку или территорию покупали за бесценок для обустройства участков, но дачи по каким-то причинам не построили. А в некоторых случаях люди даже не знают, что им положена какая-то собственность.

Для решения проблемы государство предлагало разные варианты - например, повышение ставок земельного налога и создание фонда управления сельхозземлями. В 2021 году правительство РФ утвердило госпрограмму по вовлечению сельхозземель в оборот и развитию мелиоративного комплекса. Она рассчитана на 2022-2031 годы, на ее реализацию выделят 754 млрд рублей.

Важно, что реализовать такую программу невозможно без применения современных ИТ-технологий и активных инвестиций в них. Именно поэтому в первые годы правительство планирует создать базу данных о земельных участках в 83 регионах. Сейчас информация о качестве земли, ее составе, праве собственности на нее отсутствует, не соответствует действительности или хранится в разрозненном виде, а именно данные лежат в основе любых ИТ-решений для повышения эффективности.

Нехватка комплексных решений для агрохолдингов

C 2016 года количество крупных сельхозорганизаций в России увеличилось с 7,6 тыс. до 9,6 тыс. единиц, а малых - уменьшилось с 24,3 тыс. до 20,9 тыс. штук. Причины разные: пробелы в законодательстве, уход фермеров в личные подсобные хозяйства, чтобы снизить налог и избежать проверок, сокращение сельского населения. В итоге основу отрасли составляют средние и крупные агрохолдинги, земельные банки которых включают в себя десятки и сотни тысяч гектаров.

Уровень цифровизации холдингов выше среднего, но на рынке недостаточно решений, способных закрыть большую часть их "болей". Количество стартапов с готовыми продуктами в сельском хозяйстве скоро достигнет 80, проектов на более ранней стадии в стране несколько сотен. В основном они концентрируются на отдельных направлениях - предлагают инструменты мониторинга, контроль состояния полей и т.д.

Минсельхоз России еще пять лет назад поддержал цифровизацию российского АПК, но воспользовались этим лишь 5% компаний в аграрном секторе, причем они применяют "приземленные" технологии вроде систем учета или автоматизации отчетности. Такие разрозненные решения закрывают одну-две задачи. С учетом роста спроса на цифровизацию в отрасли важно инвестировать в более комплексные продукты для управления сельхозпредприятием, в работе которых могут использоваться спутниковые снимки, видеоаналитика, данные датчиков, метеостанций и другие источники информации и технологии.

Дефицит трудовых ресурсов - большая проблема для агропредприятий

Недостаток квалифицированных кадров входит в топ-3 главных проблемы АПК России, показывают данные Deloitte. Согласно исследованию Hays, ее ощущают более 90% участников рынка АПК, из которых почти четверть замечают нехватку редких или новых специалистов, а три четверти - вообще всех кадров: технических, на производстве и т.д.

Ситуация обусловлена целым комплексом факторов. Это невысокий престиж аграрных специальностей, как следствие - сложности в привлечении абитуриентов в высшие учебные заведения, которые специализируются на сельском хозяйстве. Индустрии приходится конкурировать со многими другими за привлечение молодых людей, и часто эту борьбу она проигрывает. Плюс, аграриям в основном необходимо проживать в сельской местности, а для нее характерен отток населения, особенно молодежи. Нужно комплексно развивать социальную, транспортную, инженерную инфраструктуру сел.

Решение этой проблемы - сложное и масштабное, оно займет не один год. Компаниям уже сейчас имеет смысл заменять людей машинами везде, где это возможно и целесообразно. Это позволит сократить дефицит кадров в индустрии и повысить эффективность работы сектора.

Примеры на российском рынке есть. Так, на Каширском заводе по производству колбас производственная цепочка поддерживается роботами, а люди не касаются продукции. Этот опыт пищевой промышленности можно перенести и на сельхозработы. Для специалистов в такой парадигме станет важно не только обладать хорошим базовым аграрным образованием, но и ориентироваться в цифровых технологиях.

Многие западные ИТ-сервисы и решения не имеют российских аналогов

Введение санкций против России и уход западных игроков повлияли на многие индустрии, и АПК - не исключение. Основная проблема у российских агрохолдингов и фермеров возникла с техникой западного производства. Пример: американская John Deere предлагает высококачественное оборудование для полного цикла сельскохозяйственных работ и пользуется большой популярностью у российских аграриев. Ее уход с российского рынка привел к проблемам с обслуживанием уже используемой техники - не хватает оригинальных запчастей для замены в случае необходимости, а обновить прошивку и вовсе стало невозможно.

Из России уходит Trimble, компания, которая предлагает инструменты точного земледелия и - самое важное - системы автовождения. Аналогов отечественного производства на рынке пока нет. Также российские агрохолдинги и фермеры пользовались решением OneSoil, которое помогает отслеживать состояние полей за счет анализа спутниковых снимков, платформой Cropwise Operations и другими западными продуктами. Оплатить их теперь нельзя, а бесплатных версий не всегда хватает, чтобы удовлетворить все потребности аграриев. Недоступна в России и система для GPS/ГЛОНАСС-мониторинга транспорта и IoT Wialon, которая была интегрирована с большинством крупных агротехплатформ.

Все это ставит наши агрокомпании в потенциально уязвимое положение. Да и передача собранных данных за рубеж - очевидно плохое решение: это чревато штрафами на законодательном уровне. Плюс, западные компании в любой момент могут отключить российским игрокам доступ к этим данным (в случае с использованием зарубежных облачных решений). В таких условиях растет спрос на отечественные разработки, поэтому инвестировать в их создание сейчас - самое время.