Елена
Позолотина

заместитель генерального директора по управлению персоналом ПАО "ТМК", директор Корпоративного университета ТМК2U
© ComNews
13.10.2022

Заместитель генерального директора по управлению персоналом ПАО "ТМК" - директор Корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина в интервью главному редактору ComNews Леониду Конику рассказала, как ТМК создает корпоративное коммьюнити через кастомизацию ИТ-решений и о платформе SOTA2U.

Почему ТМК не воспользовалась готовой цифровой платформой или облачным сервисом для образовательных целей, а пошла по пути создания уникального продукта?

ТМК - крупнейшая металлургическая компания, объединяющая крупные производственные площадки и нефтесервисные предприятия в разных регионах России и за рубежом. Процессы обучения и развития персонала выстроены еще до момента внедрения e-learning наиболее эффективным для нашей компании образом. Решения, которые были на рынке в момент выбора поставщика, не позволяли в полной мере автоматизировать выстроенные нами процессы, и мы не готовы были корректировать их под существующие LMS-системы. Поэтому мы пошли по пути выбора платформы, которую можно кастомизировать, при этом не разрабатывая ее с нуля. Выбранный продукт имеет определенные стандартные функциональные блоки, различные модули мы доработали в разной степени "под себя", и теперь они сильно отличаются от первоначальных.

Какие решения ТМК рассматривала в качестве основы для корпоративной образовательной платформы и почему выбор в итоге пал на Mirapolis LMS московского ООО "Мираполис"?

ТМК рассматривала все имеющиеся на тот момент на российском рынке решения. В сравнительную таблицу попали шесть игроков, в том числе такие известные продукты, как SAP SuccessFactors и WebTutor. Мы определили для себя несколько ключевых критериев: возможность реализации множества HR-функций, доработка системы под наши бизнес-процессы, модель лицензирования, наличие у вендора опыта работы с крупным заказчиком, стоимость. По совокупности этих факторов объективный выбор пал на платформу Mirapolis Human Capital Management (HCM) и базирующуюся на ней систему Mirapolis LMS.

Насколько серьезной была работа по кастомизации Mirapolis LMS под стандарты и бизнес-процессы ТМК и чьими силами велись эти работы?

Кастомизация была весьма серьезной и непростой. У подрядчика работа выстроена таким образом, что любые изменения должны корректно встраиваться в логику системы, при этом многие крупные успешные доработки могут быть "раскатаны" не только на отдельную кастомизированную систему заказчика, но и на копии других компаний. Это создает определенные сложности в доработке платформы и делает ее достаточно ресурсоемкой. При этом весь процесс доработки реализуется двумя сторонами: заказчиком с точки зрения формирования функциональных требований и технических заданий, подрядчиком - в части написания внутренних частных технических заданий и проектных решений, а также их реализации. Далее идет совместный процесс тестирования и опытно-промышленной эксплуатации. В процессе промышленной эксплуатации мы также берем на себя администрирование системы и поддержку ее пользователей.

Как следует из описания платформы SOTA2U, помимо обучения, она включает такие функции, как управление оценкой компетенций сотрудников, адаптация новичков, развитие управленческого резерва, социология и внутренние коммуникации. Судя по описанию, это в бóльшей степени HR-платформа, нежели образовательная. Так ли это и почему ТМК не выбрала готовый HR-инструмент - например, платформу "Пульс", которую недавно вывел на рынок Сбербанк?

Проект разработки SOTA2U мы запустили в 2018 году, на тот момент Сбербанк не был участником рынка и объективно не мог попасть в список вендоров, среди которых мы делали выбор. В разработку и кастомизацию системы вложено большое количество ресурсов, времени и сил, а сейчас ее используют все сотрудники группы ТМК, поэтому смена продукта - это очень серьезный шаг, который требует взвешенного решения. Кроме того, на сегодняшний день "Пульс" не позволит нам кастомизированно подойти ко всем нашим бизнес-процессам без его доработки, а это, по сути, означает начало нового большого проекта, аналогичного тому, который мы уже проходили. Поэтому, когда компания доходит до определенного уровня внедрения и использования платформы, всегда возникает вопрос целесообразности ее смены, даже если есть моменты, которые не в полной мере устраивают. Мы понимаем, что есть свои плюсы и минусы во взаимодействии с любым вендором. Если возникает желание сменить систему или вендора, есть смысл взвесить все за и против и принять продуманное решение - оставаться ли с текущим вендором и продолжать настраивать систему под себя или же начинать новый проект.

Другие продукты на момент принятия решения не позволяли реализовать некоторый функционал - например, ведение унифицированного справочника квалификаций и компетенций, процесс управления корпоративными профессиональными стандартами, включающими компетенции из справочника, а также оценку этих компетенций. Перечисленные функциональности достаточно уникальны для российского рынка, и даже сейчас не так много российских вендоров предлагают автоматизацию этих процессов. Поэтому любое выбранное решение потребовало бы серьезной доработки в этом направлении.

Где физически хранится SOTA2U - в корпоративном дата-центе или частном облаке коммерческого провайдера? С какими операционными системами и офисными программными пакетами она совместима?

Мы выбрали для себя облачное хранение SOTA2U, хотя несколько лет назад это было достаточно нетривиальным решением. Даже сейчас не все компании готовы переходить в облако в части размещения систем, содержащих персональные данные сотрудников. Однако такое решение принято после проработки всех юридических и технических вопросов, согласовано с внутренними службами, отвечающими за экономическую безопасность, а также безопасность информации, в том числе персональных данных. В итоге выбран вендор, отвечающий требованиям законодательства и наших внутренних служб.

Одно из преимуществ облака в том, что работа с инфраструктурой - забота провайдера, а не компании. Он заботится о серверах: обновляет их, чинит, обеспечивает бесперебойную работу и резервное копирование данных, защиту от внешних атак. При этом часто облачное решение обходится дешевле, чем поддержание такой инфраструктуры внутри корпоративной сети. Однако важно серьезно подойти к выбору хостинга и проверить его соответствие всем требованиям.

Сколько времени платформа SOTA2U функционирует в ТМК и каковы количественные показатели ее работы/эффективности?

Платформа введена в промышленную эксплуатацию в первой половине 2019 года, на текущий момент ее используют более 50 тысяч сотрудников ТМК. Система содержит около 500 электронных курсов, которые пройдены 350 тысяч раз, при этом стоимость прохождения сотрудником курса для нас составляет в среднем менее 60 рублей. Более 50 тысяч раз сотрудники приняли участие в дистанционном обучении в формате вебинара, которое также проводится в нашей системе. Опросы, в том числе анкеты обратной связи по итогам обучения, заполнены 680 тысяч раз.

Ведется ли в SOTA2U централизованная модерация всего контента или руководитель того или иного подразделения может добавлять обучающий материал, адресованный только своим подчиненным?

Да, в SOTA2U ведется централизованная модерация контента. Мы разработали ролевую модель: Корпоративный университет TMK2U является ключевым администратором с доступом к глобальным настройкам системы; сотрудники HR-подразделений предприятий имеют свои роли, позволяющие им создавать учебные мероприятия для своего предприятия, зачислять сотрудников в обучения, проставлять результаты, выдавать сертификаты, формировать отчетность и многое другое; у руководителей и сотрудников своя роль. Руководитель может назначить некоторые обучающие мероприятия своему сотруднику, направить ему материалы в личных сообщениях. Если у него появляется потребность сформировать какой-то контент, например электронный курс, он обращается к нам, и мы выстраиваем этот процесс. При этом TMK2U видит все созданные в системе объекты, что позволяет контролировать процесс использования системы. Для нас очень важно предоставлять качественный обучающий контент, поэтому он проходит определенный путь, прежде чем попасть к сотруднику.

Также два года назад мы запустили проект по "выращиванию" разработчиков электронных курсов из непрофильных сотрудников через обучение и непрерывное развитие в этой сфере. При этом разработка курсов также курируется TMK2U, чтобы все они отвечали нашим высоким корпоративным стандартам. Может показаться, что это очень длинная процедура, но на самом деле все участники процесса четко понимают свою роль в нем, и курс может быть создан за несколько дней или недель, в зависимости от его объема и сложности.

Есть ли в SOTA2U возможность подгружать внешний образовательный контент и/или выгружать контент во внешние платформы/системы?

Да, система позволяет подгружать в виде SCORM-пакетов созданные в специальных редакторах электронные курсы, а также "подтягивать" контент из других систем с помощью интеграции с ними. Но к выбору такого внешнего контента мы подходим так же тщательно, как и к разработке своего. Любой внешний курс не должен расходиться с нашими тенденциями - например, если это курс по развитию soft skills, то все теории, практики, посылы и методики должны соответствовать стандартам управления, которые задает компания.

Примером интеграции с внешним поставщиком контента можно назвать появление в нашей системе автоматически обновляющихся централизованных курсов "ОЛИМПОКС", что позволяет организовать все обучение, в том числе предаттестационную подготовку, внутри одной платформы.

Возможен ли доступ к знаниям на платформе SOTA2U для внешних пользователей (не работающих в группе ТМК) и если да, то на каких условиях?

Внешним пользователям доступны некоторые функции системы, если приобрести корпоративный доступ на прохождение электронных курсов. Такой пример у нас уже есть.

Планирует ли ТМК коммерциализацию SOTA2U? Если да, то когда это может произойти и каким компаниям продукт будет предложен в первую очередь? Какой видится бизнес-модель коммерциализации: продажа продукта с разовым платежом за каждую лицензию или облачный сервис с подпиской?

Мы готовы обсуждать передачу нашего опыта в реализации такого кастомизированного решения для покрытия потребностей компании в области управления персоналом. Эта возможность доступна абсолютно всем компаниям, которые готовы выстроить свои процессы по аналогии с нашими.

Если говорить о продаже обучающего контента, то возможна и продажа по подписке, и приобретение отдельных электронных курсов в формате SCORM для размещения в своей системе дистанционного обучения. Уже сейчас первым способом к системе подключены более 30 компаний-клиентов.