Нет цифровизации конца
Приборкина корреспондент ComNews
Органы государственной власти взялись за цифровизацию активнее прежнего. Особенно остро вопрос встал во время пандемии, когда госуслуги во всех сферах окончательно переехали в виртуальный мир. К 2022 году цифровизация проникла практически во все сферы. Но на любом пути попадаются камни, а когда модернизация идет одновременно на всех уровнях и в ускоренном темпе, этих камней в два раза больше. Одна из проблем, которую озвучивает бизнес-сообщество, - "задваивание" цифровизации. Яркими примерами такого "задвоения" являются платформа "ГосТех" и электронная маркировка товаров.
Обязательная маркировка введена в России с 2019 года. По планам правительства, к 2024 году единая национальная система маркировки должна охватить все отрасли экономики. Система цифровой маркировки "Честный знак" уже распространяется на 14 товарных групп, среди которых - молочная продукция, упакованная вода, табак, лекарства, обувь, пять категорий товаров легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты.
https://www.comnews.ru/content/222241/2022-09-20/2022-w38/markirovka-boretsya-za-loyalnost
Постепенно нововведение коснется всех товаров, многие производители уже столкнулись с проблемами и не всегда находят смысл в новом инструменте, особенно в период санкций, когда российской промышленности как никогда нужна поддержка, а не новый уровень контроля. Часть игроков рынка просили отложить маркировку. Так, переносились сроки маркировки мороженого и молочной продукции из-за того, что компании были технически не готовы к этому технологическому нововведению.
Некоторые представители промышленного производства пошли дальше и, не усмотрев в маркировке не только пользы, но и какого-либо смысла, заявили, что нововведение направленно исключительно на зарабатывание денег определенной группой лиц и способно критически навредить некоторым отраслям российской промышленности.
Так, российские пивовары заявили, что из-за введения обязательной маркировки производство пива в стране может сократиться на 20-30% и маркировка не поможет достичь заявленных инициаторами целей. По словам экспертов, ЕГАИС уже решает все поставленные перед маркировкой пива задачи.
https://www.comnews.ru/content/223068/2022-11-16/2022-w46/markirovka-potopit-rossiyskoe-pivo
Во время пресс-конференции "Последствия введения обязательной маркировки пивоваренной продукции", которая прошла 16 ноября в ММПЦ "Россия сегодня", председатель совета Союза российских пивоваров, генеральный директор ООО "Суздальский пивовар" Даниил Бриман заявил, что в случае введения обязательной цифровой маркировки пива отрасль лишится возможности модернизации. По его словам, усилится зависимость пивоваров от зарубежных государств, и они будут вынуждены поддерживать экономику других стран, что выхолащивает идею импортозамещения.
Занимательно, что в этот же день в пресс-центре МИЦ "Известия" на пресс-конференции "Позитивные эффекты маркировки пива" заместитель директора Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Сергей Кондратьев заявил, что доля нелегального оборота пива и пивной продукции в России достигла максимума за последние пять лет, составив более 16%. "Исправить ситуацию могла бы поштучная прослеживаемость пива, которую дает маркировка", - уверил он.
При этом на первом круглом столе все участники (представители пивоваренной отрасли) в один голос заявили, что цели маркировки не могут быть достигнуты потому, что на рынке пива нет контрафакта, в силу невыгодности и сложности подделки пива, а с нелегальным оборотом эффективно борется Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. "Нанесение еще одного QR-кода на банку ничего не поменяет в этой ситуации, кроме одного - повысит ее стоимость", - уверены они.
В ООО "Центр развития перспективных технологий" (ЦРПТ), которое является оператором национальной системы цифровой маркировки "Честный знак", заявили, что маркировка не влияет на скорость производства. "Проведенные эксперименты с нанесением кодов на пивную продукцию, в том числе на скоростях до 80 тыс. единиц продукции в час, подтвердили, что влияния на скорость производства и, соответственно, произведенные объемы нет", - сообщили в ЦРПТ.
Поражает скорость реагирования и масштаб развертывания рекламной кампании цифровой маркировки. Особенно учитывая, что при введении других госсистем особого внимания работе с возражениями не уделяется, не говоря уже о полноценной PR-кампании и формировании общественного мнения. Наверняка этому есть объяснение, и, скорее всего, оно заключается в высокой степени заинтересованности введения цифровой маркировки во всех сферах производства. А исходит эта заинтересованность из острого желания сделать рынки в России максимально прозрачными и чистыми или из других побудительных мотивов, на данный момент точно ответить не представляется возможным.
Напомним, что весь алкоголь в России, включая и пиво, прослеживается в государственной информационной системе ЕГАИС (такое сокращенное название имеет Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). А цифровая маркировка - это элемент автоматизированной электронной системы, которая также ведет учет изделий, производимых в стране или ввозимых на ее территорию из других государств.
ЕГАИС содержит полную информацию об учете производства и реализации товара - производителе, виде, наименовании продукции, крепости, объеме, правильности начисления акциза. Все данные, внесенные в систему производителем, доступны для покупателя: ему нужно лишь отсканировать QR-код в чеке после покупки продукта, и он будет переадресован на страницу ЕГАИС.
Маркировка и прослеживаемость товаров работает в системе "Честный знак" и по функциям дублирует ЕГАИС. Точно так же каждому товару присваивается свой уникальный цифровой код Data Matrix, защищенный криптографией, с помощью которого покупатель может считать необходимую информацию, которая содержится о товаре в коде.
Предположим, что в маркировку заложены или будут заложены новые функции и/или дополнительная информация - зачем создавать абсолютно новый инструмент, причем столь масштабный, а не модернизировать уже успешно введенный? Притом что введение маркировки требует на больших предприятиях установки дополнительных производственных линий, на которых будет установлено оборудование для нанесения кода, а на мелких - наем отдельных сотрудников, которые будут заниматься маркировкой.
Не во всех сферах присутствует подобная ЕГАИС, и там введение маркировки оправданно, особенно в случаях, когда на рынке высокая доля контрафактной продукции, есть риск нанести вред здоровью граждан и низкий уровень прозрачности движения продукта по цепочке поставщиков. "Распространение некачественной и контрафактной продукции - серьезная проблема как для потребителей, так и производителей. Это не только влечет финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю", - говорится на официальном сайте "Честный Знак".
Дополнительный контроль помогает перестраховаться, избежать возможных рисков и перевести рынок на более прозрачный уровень, но в тех случаях, когда в сегменте уже существует подобный инструмент, демонстрирующий эффективную работу, ситуация поворачивается. Если введение новой системы принесет больше пользы, чем вреда, учитывая все денежные, временные и трудовые затраты, то смысл есть, а если она просто продублирует уже существующую, то рынок в турбулентных условиях может не справиться с дополнительной нагрузкой. Учитывая, что невероятного сокращения нелегальной продукции и перехода потребителей к легальным производителям не произойдет в результате введения маркировки - игроки рынка просто потеряют деньги, а потребители заплатят за издержки, ничего не получив взамен.
Вопрос "задваивания" систем стоит и на более высоком уровне - это государственные информационные системы (ГИС). У федеральных госорганов и подведомственных им учреждений, по оценкам аудиторов Счетной палаты на осень 2022 года, насчитывалось 630 ФГИС и 512 иных информационных систем. В среднем на одно ведомство приходится девять ФГИС и восемь иных баз. Общий объем хранилищ данных составляет 510,9 тысячи Тбайт. Совокупные затраты на федеральные информсистемы с момента их создания составили 296 млрд рублей.
Два года назад стартовал эксперимент по созданию информационной системы, которая объединит все государственные информационные системы в одну для взаимодействия между гражданами, государством и бизнесом, - "ГосТех". Разработчиком платформы стал Сбербанк, сумма контракта составила 900 млн рублей.
В начале ноября Минцифры разработало проект указа президента, согласно которому с 1 апреля 2023 года создание и развитие федеральных ГИС осуществляется на платформе "ГосТех". Региональные ГИС переведут на новый порядок с 1 января 2024 года.
https://www.comnews.ru/content/222953/2022-11-09/2022-w45/gis-pereydut-gostekh-poetapno
В августе Счетная палата заявила, что ГИС носят "лоскутный" характер и не содержат полной информации, они нашли проблемы и в системе "ГосТех". "Обособленность и раздробленность данных ГИС, а также несвязность состава и структуры сведений не позволяют обеспечить их непосредственное вовлечение в принятие управленческих решений, в том числе на уровне правительства", - заявили представители Счетной палаты.
Исходя из слов аудиторов Счетной палаты, делаем вывод, что ГИС дублируют друг друга, предоставляя одну и ту же информацию в разной форме и интерпретации. За каждый ГИС государство платит, тратит ресурсы и время. Да, "ГосТех" призван решить эту проблему, объединить все ГИС и привести к единому формату. Учитывая, что все 630 ФГИС и 512 иных ГИС обособленные, придется либо постепенно их полностью форматировать, либо создавать новые по одному формату.
Минцифры по этому поводу поясняло изданию "Коммерсант", что работа по систематизации огромного количества элементов, находящихся во всех ГИС, уже идет и разбита на несколько этапов - процесс начинается с наиболее востребованных данных. Речь идет о тех, что используются в рамках оказания госуслуг, для выполнения функций или осуществления межведомственного обмена.
"ГосТех" с начала объявления о его создании имел некоторую непрозрачность в вопросе назначения и целей, сейчас туман начал рассеиваться. Возможно, инициаторы и разработчики четко понимали, что такая система нужна, но не могли точно определить ее масштаб из-за неясности масштаба бедствия. Каждый раз про "ГосТех" становится известно что-то новое.
Так, в сентябре на форуме РИФ in the City глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что информационная система "ГосТех" будет работать и в коммерческих экосистемах. Они станут частью бизнес-экосистем и будут работать в мультиканальном формате. "Скорее всего, будет гибридная модель. Что госуслуги и сервисы будут доступны в коммерческих экосистемах - это принятое решение. И я считаю, это очень важно, что здесь мы идем за пользователем. Не заставляем его, используя положение, приходить к нам, а сами даем ему те сервисы, в тех средах, которые ему нужны, в которых он живет, проводит большую часть времени", - сказал министр цифрового развития России.
https://www.comnews.ru/content/209201/2020-09-22/2020-w39/gostekh-zhdet-multikanalnost
Не приходится сомневаться в необходимости введения системы "ГосТех", если она действительно решит проблему разрозненности многочисленных ГИС. Изначально не существовало системы, которая привела бы их в единообразный вид и объединила, а значит, ее создание было лишь вопросом времени. Цифровизация - новое и не полностью изведанное действие, совершая которое, невозможно избежать повторов, ошибок и переделывания уже созданных решений. Государству приходится идти на второй круг и приводить все к одному формату. Но в случае с маркировкой заход на второй круг может подкосить часть отраслей за счет увеличения нагрузки и отсутствия заявленного эффекта.