81% россиян положительно относятся к возможности переносить номер мобильного телефона между регионами при смене оператора, выяснили специалисты банка "Открытие". С соответствующей инициативой в конце 2022 г. выступил Научно-исследовательский институт радио (НИИР), заявив, что технически такая возможность уже проработана.
© ComNews
20.01.2023

По словам авторов опроса, который проводился 12-17 января среди 1000 человек, 81% абонентов поддерживают идею полной отмены "мобильного рабства" - возможности переносить свой номер мобильного телефона между регионами при смене оператора.

61% относятся к этому положительно, еще 20% скорее положительно. "На Урале этот показатель достигает 87%, на Северном Кавказе он наименьший - 59%. Против такой возможности выступают лишь 4% опрошенных. 14% затруднились ответить на этот вопрос. Отвечая на открытый вопрос о главных критериях выбора оператора мобильной связи, россияне чаще всего выбирали качество связи (79%) и уже затем ее стоимость. Так, 67% считают, что чем дешевле, тем лучше. Для 20% важно быстрое реагирование компании на жалобы и вопросы, для 19% имеет значение репутация компании. Советам знакомых и друзей при выборе оператора мобильной связи готовы следовать лишь 9%. Только 1% опрошенных вообще не платят за мобильную связь, это делает их работодатель. 14% тратят на мобильную связь 100-300 руб. в месяц, 42% - от 300 до 500 руб., 35% - от 500 до 1000 руб., 7% - до 1500 руб. в месяц и 1% - свыше 1500 руб.", - рассказали аналитики банка "Открытие".

По их словам, качество связи для большинства опрошенных в целом важнее, чем ее стоимость. Три четверти платят за услуги мобильной связи не более 1000 руб. в месяц. 26% опрошенных ни разу в жизни не меняли своего оператора мобильной связи. Больше всего таких абонентов на Дальнем Востоке (34%), меньше всего в Сибири (21%). У 29% был один опыт перехода к другому оператору. 25% меняли оператора связи два раза. Каждый пятый (20%) за последние 10 лет производил смену своего оператора мобильной связи три и более раз. Чаще всего это делали жители Урала (25%), реже других на Северном Кавказе и в Южном федеральном округе (по 14%). "Россиян устраивает качество мобильной связи в своем регионе. 23% считают его очень хорошим, еще 65% - хорошим. Лишь 6% назвали качество мобильной связи в их регионе плохим. На Дальнем Востоке 18%, на Северном Кавказе лишь 2%", - рассказали аналитики банка "Открытие".

Возможность перенести свой номер телефона другому оператору существует у россиян с конца 2013 г. По государственным правилам, соблюдается ограничение - такую замену можно произвести только в пределах своего региона. В конце 2022 г. Научно-исследовательский институт радио выступил с инициативой переноса номера к другому оператору без привязки к региону, заявив, что технически такая возможность уже проработана.

Пресс-служба Tele2 сообщила, что оператору известно об инициативе по введению межрегионального MNP. "На данном этапе она требует четкой проработки в части изменения правил обращения с номерной емкостью регионов и технических настроек", - добавили представители компании.

Независимый эксперт Вадим Плесский говорит, что технически идея переноса номера со сменой региона реализуема. "Если у оператора единая база данных по абонентам, то регион - это всего лишь одно из полей, и его несложно поменять или указать новое значение при переносе номера. Если у оператора несколько баз данных по абонентам, например по каждому федеральному округу, то понадобится деактивация учетной записи в одной базе данных и ввод параметров пользователя в другой. Это более сложно и менее логично, чем смена региона в единой базе данных, но также реализуемо. Другой вопрос - захотят ли таких переносов операторы. Не секрет, что у многих операторов сильно отличаются тарифы для абонентов из крупных мегаполисов - Москва, Петербург, города-миллионники - и ряда регионов. Что будет с тарифами оператора, если абонент переносит номер из одного региона в другой? И как рассчитывать число минут "на других операторов домашнего региона", при смене региона? Проблему можно решить, отказавшись от понятия "междугородный звонок" и тем самым отменив внутрироссийский роуминг. Но с этим не согласятся операторы междугородной связи - например, "Ростелеком", - считает Вадим Плесский.

По его словам, существует проблема с СОРМ - номера привязаны к конкретному региону. "При смене региона номер должен будет обслуживаться другой СОРМ-системой. В качестве решения может быть единая СОРМ-система, работающая на всей территории России. Но тогда придется переделывать все, что делали последние годы. Для пользователей мобильной связи возможность сменить регион привязки выглядит логично и удобно. Пользователям такая инициатива понравится. Но эффект может быть и другим, не таким, как многим хочется. Вместо того чтобы пользоваться недорогим региональным тарифом, например, Ярославля в Москве, абонент будет вынужден платить полную стоимость, покупать услуги связи по цене мегаполиса. При условии невозможности разграничить тарифы для перенесенных номеров и оставшихся в регионе - вырастут тарифы на связь в регионах. А это может вызвать социальную реакцию", - заключил эксперт.

Консультант iKS-Consulting Максим Савватин считает, что давно анонсированная опция - логичное продолжение развития классического сервиса MNP. "Относиться можно исключительно положительно, но какого-то существенного спроса на нее не ожидается, скорее она останется нишевой. Сложно рассуждать о плюсах и минусах - скорее, это удобство и возможность сменить оператора на другого, например, при переезде в другой регион. Это позволит выбрать наиболее устраивающего по всем параметрам оператора, при этом не потеряв давно используемый номер мобильного телефона", - считает он. По его словам, услуга реализуема и уже проводилось тестирование. "Все основные сложности заключаются в процессе межоператорского взаимодействия и расчетов между операторами, так как тарифы между регионами разные. Есть определенные технические проблемы с маршрутизацией вызовов от таких мобильных номеров на сети фиксированной связи", - объясняет Максим Савватин.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов относится к инициативе НИИР отрицательно. По его словам, это внесет еще большую путаницу в планах нумерации.

"Сейчас пользователь хотя бы приблизительно может понять, откуда ему звонят. На самом деле нужна новая концепция сети, основанная не на коммутации каналов, а на коммутации пакетов. Тогда внутризоновые (ВЗ), междугородные (МГ) и международные (МН) тарифы должны быть, хотя бы внутри страны, одинаковыми. Значит, нужно менять перечень лицензий, а ВЗ и МГ отменять. Но главное - необходимо менять схему сети и изъять оттуда ВЗ- и МГ-тарифы", - считает Сергей Ефимов.

По его словам, технически можно отменить ВЗ- и МГ-тарифы и все делать по абонентской плате. "Но это нужно сделать для всей телефонной сети, а не для одних мобильных. Неверная госполитика и так привела к тому, что мобильных подключенных устройств 250 млн, а населения 140 млн. Это означает, что 4 мобильных федеральных оператора - это больше, чем нужно. Их нужно сегментировать по регионам и объединить пользование вышками, тогда и подключений будет меньше, но качество будет лучше", - считает он.

Новости из связанных рубрик