На смартфоне событий: в России снизился спрос на подарочную электронику
Продажи гаджетов и аксессуаров к 14 и 23 февраля, а также к 8 Марта впервые за восемь лет сократились на 10–30% к аналогичному периоду прошлого года, рассказали "Известиям" сотрудники ритейлеров и эксперты.
В частности, реализация смартфонов упала на 35%, спрос на них сократился примерно на 25%. Эксперты связывают происходящее с экономией, которой придерживается сейчас большинство российских потребителей. Такая тенденция наблюдается и в других странах, где пользователи сокращают расходы на фоне нестабильной макроэкономической ситуации.
Пришли без спроса
Продажи гаджетов и аксессуаров к ним перед так называемыми гендерными праздниками (23 Февраля и 8 Марта), а также Днем святого Валентина (14 февраля) снизились впервые, по крайней мере с 2015 года. Об этом рассказали "Известиям" сотрудники двух розничных сетей. Ранее, по их словам, наблюдался ежегодный рост реализации этих товаров.
Так, в конце января — начале февраля продажи в натуральном выражении упали на 20–30% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, отметил один из собеседников. Это касается не только смартфонов — в первую очередь уменьшился спрос на такие аксессуары, как наушники, "умные" часы, Bluetooth-колонки и подобное, то есть на недорогие устройства, которые обычно преподносят в подарок, рассказывает сотрудник одной из сетей. С начала 2023 года реализация смартфонов упали в штуках на 35%, говорит источник в другой розничной сети. Люди стали реже ходить в магазины — отсюда и снижение, считает он.
Сокращение продаж год к году происходит практически во всех сегментах электронного рынка, подтверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В январе — начале февраля спрос на смартфоны по сравнению с аналогичным периодом 2022 года сократился примерно на 25%, на телевизоры — на 20%, на ноутбуки — на 30%, перечисляет он. Беспроводные наушники стали покупать на 10% меньше, но при этом средний чек в этой категории составил 1,5–2 тыс. рублей: времена, когда в подарок приобретали дорогие Apple AirPods, ушли в прошлое, отмечает эксперт. Такого не было по меньшей мере с середины прошлого десятилетия: в преддверии гендерных праздников интерес год от года рос примерно на 5–6%, утверждает он.
— Тренд на снижение продаж начался в марте 2022 года и продолжается до сих пор. Каждый месяц спрос на смартфоны и аксессуары падает на 20–50% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, — рассказал источник "Известий" в одной из розничных сетей.
Глобальное понижение
Снижение продаж подарочной электроники происходит на фоне сокращения рынка гаджетов в целом, в первую очередь это касается смартфонов. По данным Mobile Research Group, в 2022 году по сравнению с 2021-м этот показатель уменьшился примерно на 20% до 26,5 млн штук. О снижении продаж смартфонов на 20% сообщал и "М.Видео-Эльдорадо".
Впрочем, спрос на подарочную электронику падает не везде. Например, на Ozon перед 14 февраля продажи беспроводных наушников по сравнению с началом 2022 года выросли в 2,4 раза, а смарт-часов — в два раза, сообщили в компании. В целом сбыт товаров, которые чаще всего покупают к этому празднику, на Ozon вырос в среднем в 2,5 раза год к году, отметили в пресс-службе компании. Так, к 14 февраля россияне предпочитают дарить своим любимым что-то не очень дорогое, зато милое и приятное, например мягкие игрушки — их продажи на маркетплейсе за неделю перед праздником выросли почти в четыре раза год к году, рассказывают в компании.
О том, что спрос на подарки к зимне-весенним праздникам снижается, говорит и гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Такое происходит по меньшей мере впервые с 2015 года — в конце 2014-го из-за резкого скачка курса рубля и ажиотажа вокруг товаров длительного пользования рынок пережил спад: потребители скупили всё, что могли, напомнил эксперт. Сейчас же, по его словам, многие российские семьи стремятся экономить, а гаджеты, тем более аксессуары к ним, — не предметы первой необходимости. Многие отказались от покупки в подарок дорогих вещей, без которых можно обойтись, в пользу более полезных и актуальных, подчеркнул он.
— Это происходит на фоне отсутствия рекламных кампаний ведущих мировых производителей электроники, прекративших продажи в РФ в начале 2022 года. Соответственно, подарки теперь выбирают без их влияния, — добавил эксперт.
Ситуацию со спросом на электронику к 14 и 23 февраля, а также к 8 Марта действительно определяют текущие поведенческие модели — россияне экономят, и немногие могут позволить себе дорогие подарки, к которым относятся, например, смартфоны, полагает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. В этом году мужчины, скорее всего, будут дарить цветы, а не iPhone, считает он.
Кроме того, в силу текущих геополитических реалий День святого Валентина в России празднуют не так масштабно, как раньше. При этом если учесть, что отмечает его в основном молодежь, то можно предположить, что подарков в этом году станет меньше, а стоить они будут дешевле, заключил Сергей Половников.
Впрочем, режим экономии в начале этого года актуален не только для российских пользователей: продажи смартфонов снизились даже там, где не празднуют 23 Февраля или 8 Марта, утверждает Эльдар Муртазин. Спрос на гаджеты по сравнению с аналогичным периодом 2022-го сократился, к примеру, во Франции, Бельгии, Испании, Китае, утверждает он. Стагнация экономики в этих странах, недостаток денег у покупателей и снижение потребительской активности там тоже ярко выражены, заключает эксперт.