Выручка группы компаний "Яндекс" за 2022 г. выросла на 46% по сравнению с 2021 г., 39% из них - за счет сегмента "поиск". Чистая прибыль "Яндекса" за 2022 г. составила 47,6 млрд руб. В 2021 г. компания показала чистый убыток в размере 14,6 млрд руб.
© ComNews
16.02.2023

"Яндекс" объявил неаудированные финансовые результаты за IV квартал и 12 месяцев 2022 г. Компания нарастила выручку во всех сегментах. По итогам IV квартала общая выручка "Яндекса" выросла на 49% год к году и составила 164,8 млрд руб. По итогам года выручка увеличилась на 46% по сравнению с 2021 г. и составила 521,7 млрд руб.

Скорректированная чистая прибыль по итогам IV квартала составила 747 млн руб., а по итогам года - 10,8 млрд руб., что на 35% больше в сравнении с 2021 г. Показатель маржинальности по скорректированной EBITDA увеличился по итогам года на 3,3 п.п. и составил 12,3%.

По итогам 2022 г. доля сегмента "поиск и портал" в общей выручке группы составила 39%. Увеличение выручки связано с хорошими результатами рекламной сети "Яндекса" и ростом рекламной выручки в поисковой системе. На результаты также повлияли постоянные инвестиции в развитие рекламных технологий и продуктов, прежде всего для сегмента электронной коммерции, для малого и среднего бизнеса и роста доли на платформе iOS. Эти инвестиции непосредственно повлияли на рост рыночной доли на фоне изменения конкурентной среды. Сфера малого и среднего бизнеса продолжает быть основным драйвером роста выручки сегмента.

По итогам 2022 г. доля сегментаайдтех" (включает сервис акси", каршеринг райв" и сервис аренды самокатов) в общей выручке группы составила 21%.

По итогам 2022 г. доля сегменталектронная коммерция" (включает маркетплейс "Маркет", сервисы доставки "Еда", "Лавка" и Delivery Club, а также сервис "Доставка") в общей выручке группы составила 17%.

Товарооборот электронной коммерции за 2022 г. вырос почти в два раза по сравнению с 2021 г. и составил 308 млрд руб. Ассортимент товаров на маркетплейсе "Маркет" в IV квартале 2022 г. вырос более чем в два раза в сравнении с прошлым годом и на конец января 2023 г. составил 47 млн артикулов. Количество активных покупателей на маркетплейсе выросло на 43% в сравнении с прошлым годом - до 14 млн на конец 2022 г. Количество активных продавцов выросло на 83% и к концу года составило 43,7 тыс.

Несмотря на рост показателей, сегмент продолжает оставаться убыточным для "Яндекса". Убыток по скорректированной EBITDA группы в IV квартале 2022 г. составил 10,6 млрд руб. - против убытка 7,3 млрд руб. годом ранее.

По итогам 2022 г. доля сегмента "плюс" и развлекательные сервисы" (включает сервисы "Плюс", "Музыка", "Кинопоиск", "Афиша" и продюсерский центр "Студия") в общей выручке группы составила 5%. Количество подписчиков "Плюса" в 2022 г. выросло до 19,3 млн человек. В целом выручка сегмента увеличилась на 83% по итогам IV квартала - до 12 млрд руб. Рост выручки за 2022 г. составил 73%, до 31,8 млрд руб.

По итогам 2022 г. доля сегмента ервисы объявлений" (входят портал Auto.ru и сервисы "Недвижимость", "Аренда" и "Путешествия") в общей выручке группы составила 2%. Выручка сегмента по итогам 2022 г. выросла на 33% - до 12,3 млрд руб.

Чистая прибыль "Яндекса" за 2022 г. составила 47,6 млрд руб. В 2021 г. у компании в отчетности значился чистый убыток в размере 14,6 млрд. руб.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что главным направлением роста для "Яндекса" остается электронная коммерция, то есть "Яндекс.Маркет", где товарооборот вырос на 92%, хотя разрыв по абсолютному показателю с Wildberries по-прежнему кратный. "Wildberries еще в ноябре сообщил о выручке в 1,1 трлн руб. за девять месяцев (+95%). Направление электронной коммерции важно тем, что его и в ближней, и в дальней перспективе обслуживают передовые технологии "Яндекса", которые постепенно позволят увеличить доли рынка. Выручка райдтеха растет уже не столь быстро - это зрелый сегмент, - и все же на 30%. Показатель EBITDA для сегмента, включающего райдтех и электронную коммерцию, отрицателен, но вдвое меньше по абсолютной величине, чем годом ранее. Выручает немодный уже, но прибыльный поиск, прибыль которого по EBITDA превосходит потери указанных направлений в шесть раз, что и дает итоговую чистую прибыль в 47 млрд руб., скорректированную - в 10 млрд руб. При этом доля поисковых запросов, приходящаяся на "Яндекс", выросла лишь на 2% - но, видимо, это те поисковые запросы, на которые у рекламодателей наибольший спрос", - комментирует аналитик.

"При темпах роста выручки, которые показывает "Яндекс", реструктуризация на его показателях не скажется. В 2022 г. общая выручка компании выросла на 46%, и в прошлые годы темпы прироста составляли хотя бы выше 20%. А выделяемые зарубежные активы "Яндекса" будут соответствовать экономической доле основателя поисковика, которая составляет менее 10% стоимости компании. При двухзначных темпах прироста выручки и вычитании нескольких процентов эффект не будет виден. Чтобы цена акций значительно выросла, нужно, чтобы на горизонте появился новый большой и оптимистичный покупатель, которому можно будет вскоре продать бумаги дороже, чем купил. В ближайшее время такой покупатель не придет с Запада и вряд ли придет с Востока. Тем не менее смягчение геополитической напряженности может благотворно сказаться на стоимости акций ИТ-сектора и "Яндекса" в частности. Цена акций "Яндекса" обычно не связана с его финансовыми показателями, поскольку рынок считает, что самое важное - не отчетность, а структура активов компании, направления развития и, главное, наличие будущих оптимистических покупателей акций на рынке", - рассказал Леонид Делицын.

Заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко прокомментировал: "Яндекс" увеличил выручку во всех сегментах лучше наших прогнозов - хотя, на фоне реклассификации отдельных показателей, результаты прошлого и позапрошлого года по направлениям не полностью сопоставимы. Продажи развлекательных сервисов выросли в IV квартале на 84% г./г., при этом сегмент почти вышел в прибыль, рентабельность EBITDA улучшилась до -4,9% против -28,9% годом ранее. Драйверами стали рост тарифов, рекламной выручки. По ключевому направлению выручка в IV квартале выросла на 47% г./г., рентабельность осталась на уровне прошлого года. Доля поисковых сервисов на рынке увеличилась на фоне прекращения работы некоторых зарубежных сервисов. Реакция рынка на отчетность слабопозитивная. В первую очередь это связано с низким уровнем прибыли в IV квартале и тем, что показатель EBITDA оказался ниже прогнозов. Давление на котировки пока оказывает неопределенность, связанная с разделением бизнеса. Пока неизвестно, что получат владельцы акций иностранной компании, поэтому инвесторы проявляют сдержанный оптимизм".

Новости из связанных рубрик