Евгения
Перцева
10.03.2023

Маркетплейсы обяжут контролировать работу продавцов и проверять подлинность товаров, которые они допускают на свои площадки.

Этот вопрос уже обсуждают на базе Общественного совета при Роспотребнадзоре, рассказали "Известиям" в службе. Такой подход поможет решить проблему с контрафактной и нелегальной продукцией. Делать это можно с помощью государственных автоматизированных систем, таких как "Честный знак". В ней собираются данные об участниках продаж, которые используют маркировку, а также информация о таких изделиях. Объемы продаж фальсификата увеличиваются на фоне роста популярности онлайн-торговли, говорят эксперты.

Взять на контроль

Эксперты Общественного совета при службе обсуждают новые требования к работе маркетплейсов, их могут обязать проверять продавцов и товары, рассказали "Известиям" в Роспотребнадзоре. Это можно делать, например, с помощью системы маркировки "Честный знак". В ней есть вся необходимая информация: о продавцах, которые прошли обязательную регистрацию, а также об изделиях с маркировкой, — пока это только обувь, парфюм, вода и другие позиции. До сих пор онлайн-площадки не контролировали своих партнеров, поэтому они имеют возможность продавать подделки или нелегальную продукцию.

Как показывает практика, торговцы этим пользуются. До половины продавцов обуви, парфюма и бутилированной воды на маркетплейсах не прошли обязательную регистрацию в системе маркировки, писали "Известия". Это выяснили общественники, в начале года они провели мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках страны. В итоге доля нелегальных торговцев обувью на Wildberries достигла 47%, парфюмерии — 66%, воды — 58%. На Ozon показатель варьируется в диапазоне 8–13%, на "Яндекс Маркете" — 4–7%. Это значит, что покупатели могут купить подделку или незаконно ввезенную в страну продукцию, поясняли "Известиям" в Общественной потребительской инициативе.

Люди активно жалуются на онлайн-продажи, отмечалось ранее в документах Минпромторга. Как правило, недовольство касается работы крупных маркетплейсов — Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркета". Площадки, например, нарушают порядок рассмотрения претензий, также им сложно вернуть товары, а в части случаев — трудно получить достоверную информацию о продукции и так далее. Чтобы решить эти проблемы, регуляторы могут предъявить новые требования к онлайн-продавцам. Например, обязать маркетплейсы раскрывать сведения, которые позволят однозначно идентифицировать продавцов.

Обратная сторона популярности

Объемы продаж нелегальной продукции (контрафактной, контрабандной, фальсифицированной) растут на фоне подскочившей популярности онлайн-торговли, сказал "Известиям" член Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.

— Во многих случаях речь идет об очевидных нарушениях, которые не требуют контрольных закупок и экспертиз. Например, на товаре нет информации или она недостоверна, бывают случаи, когда продукция содержит запрещенные компоненты и многое другое, — рассказал эксперт. — Агрегаторы могут отсеивать таких поставщиков и изделия.

Ситуация осложняется тем, что некоторые иностранные правообладатели ушли из России — до этого они самостоятельно контролировали ситуацию и пресекали продажи контрафакта. Свою лепту вносит и мораторий на госпроверки — работу надзорных органов ограничили. Поэтому логично установить к площадкам единые требования по контролю за поставщиками продукции и ассортиментом, считает Олег Павлов. Компании могут использовать государственные информационные системы: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестр сертификатов и деклараций, систему маркировки, добавил он.

Минпромторг считает, что бизнес сам должен взять на себя новые обязанности, сказали "Известиям" в ведомстве. Там уверены: площадки не должны допускать реализацию товаров с нарушениями, контрафакта. Крупнейшие маркетплейсы уже поддержали эту идею, заметили в министерстве.

— Минпромторг поддерживает инициативы, которые направлены на "обеление" рынка, в том числе с использованием системы "Честный знак", — подчеркнули в ведомстве. — Система маркировки товаров — один из наиболее эффективных инструментов противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

На стоимости товаров на маркетплейсах инициатива не отразится, сказали "Известиям" в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки).

Всё сводится к борьбе с площадками, в то время как у недобросовестных участников рынка складывается иллюзия безнаказанности, заметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Чтобы решить проблему, надо наладить работу уже действующих механизмов. Например, с 1 марта маркетплейсы будут нести ответственность за продажи немаркированной продукции. Хотя из-за моратория на госпроверки зафиксировать нарушения некому.

Предложенная мера — избыточна: она повысит нагрузку на интернет-площадки, но не решит проблему продажи продукции сомнительного качества, сказали "Известиям" в Wildberries. Недобросовестные предприниматели всё равно будут искать каналы для продажи товара.

Ozon формирует динамический список важных для покупателей брендов, рассказали "Известиям" в компании. Маркетплейс уже просит предоставить документы по таким товарам, подтверждающие их качество и оригинальность. Площадка также запрашивает документы на продукцию чувствительных категорий — питания для детей, витаминов, БАДов и так далее.

В "Яндекс Маркете" сказали "Известиям", что следят за появлением контрафакта. Компания использует автоматические системы — они формируют гипотезу о подозрительности товара или продавца. После чего маркетплейс проводит проверку.

Новости из связанных рубрик