Алексей
Лаврищев

основатель ГК PROLINE
© ComNews
27.04.2023

Около 15 лет Россия держит курс на политику импортозамещения. За этот долгий срок удалось сократить долю импорта по многим направлениям, однако отдельные сектора экономики по-прежнему зависят от зарубежных поставщиков. Особенно остро вопрос стоит в радиоэлектронике. Какие варианты ухода от зарубежной продукции существуют и как решают проблемы российские компании, рассказывает Алексей Лаврищев, основатель ГК PROLINE.

Прошлый год оказался непростым для российской экономики. Санкции, уход многих производителей и поставщиков сделали импортозамещение необходимостью. Особенно непросто приходится тем секторам экономики, где отмечалась высокая доля импорта: электронное производство (68%), легковые автомобили (66%) и оборудование для нефтедобычи (60%). Компании столкнулись с целым рядом проблем: это и поиск новых поставщиков, и перестройка уже устоявшихся внутренних процессов, и изменение логистических маршрутов.

Какие варианты существуют у российских компаний?

В сложившейся непростой ситуации российские производители оказались на распутье. С одной стороны - искусственное импортозамещение, когда товар производится за рубежом, а маркируется и сертифицируется в России как местное производство. Такое решение не помогает импортозамещению: производители остаются зависимы от иностранных компаний. С другой стороны - возможность отстроить российское производство и начать создавать собственные высокотехнологичные решения.

Российским производителям важно задуматься о том, чтобы начать производить комплектующие и товары самостоятельно. Такое решение позволит ни от кого не зависеть, а также откроет новые возможности для отечественных компаний. В том числе создавать новые и интересные решения, которые будут на уровне мировых производителей.

В чем преимущества ухода зарубежных компаний?

У ухода зарубежных компаний с российского рынка есть и плюсы: это открывает для отечественных производителей новые ниши, которые можно занять. Становится проще найти свое направление, которое еще никто не успел развить среди соотечественников. Например, мы начали выпускать системы видеонаблюдения под брендом "360+1°". Это решение позволяет повысить уровень кибербезопасности - к камерам не получится подключиться несанкционировано. Особенно актуальны подобные продукты в таких сферах, как атомная энергетика, ТЭК, банковский сектор, здравоохранение и т.д.

И таких секторов, куда сейчас реально войти и развить свою идею, много. И хотя локализация производства в России - более сложный и недешевый путь, это возможность построить что-то новое, на что в будущем будут равняться не только другие российские компании, но и весь мир.