Наталья Коваленко, партнер, руководитель телекоммуникационной группы "Пепеляев Групп"
Наталья
Коваленко

партнер, руководитель телекоммуникационной группы "Пепеляев Групп"
соавтор
Альберт
Березин

младший юрист "Пепеляев Групп"
© ComNews
03.07.2023

Государственная Дума 1 июня 2023 года в первом чтении приняла законопроект, который вводит ме­ханизм совместной ра­боты опе­рато­ров мо­биль­ной свя­зи в на­селен­ных пун­ктах, где при­сутс­твует толь­ко один со­товый опе­ратор. Поправки вносятся в Федеральный закон "О связи". Не исключено, что законопроект будет принят уже в текущей парламентской сессии и вступит в силу через 10 дней с момента его официального опубликования. Это означает, что операторам связи нужно готовится к вероятным изменениям уже сейчас.

Альберт Березин, младший юрист "Пепеляев Групп"

Из пояснительной записки следует, что принятие законопроекта создаст условия для бесперебойного функционирования сетей связи и непрерывного предоставления услуг связи абонентам и пользователям, включая государственные органы и социально значимые объекты. Цель такой инициативы - организация возможности пользования подвижной радиотелефонной связью на территориях населенных пунктов, где по разным причинам есть только один оператор связи (за исключением операторов связи, использующих виртуальные сети).

Рассматриваемый механизм предполагает введение обязанности оператора связи, являющегося единственным оказывающим услуги на территории не менее чем 2/3 населенного пункта (далее – "оператор-донор") предоставить радиочастотный спектр и средства связи другим операторам связи, имеющим лицензию на оказание услуг связи в субъекте, где находится такой населенный пункт. На последних также возлагается обязанность обратиться к оператору-донору за заключением договора о совместном использовании радиочастотного спектра и средств связи (срок заключения - до истечения 90 дней со дня обращения).

Законопроект вводит определение понятия "договор о совместном использовании радиочастотного спектра". Такой договор должен содержать, помимо прочего, указание на выделенные полосы радиочастот для совместного использования, сведения о средствах связи к совместному использованию, условия о порядке взаиморасчетов за совместное использование.

Следует отметить, что изменение расчёта платы за использование радиочастотного спектра не предполагается, поэтому финансовые издержки будут учитываться в рамках установления договорной цены.

Отказ оператора-донора от заключения договора наделяет другую сторону правом обратиться в суд с требованием о понуждении заключить данный договор. Среди оснований освобождения от обязанности по обращению за заключением договора - окончание срока действия лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в течение текущего календарного года (вместе с отсутствием намерения осуществлять в дальнейшем указанную деятельность), а также оказание услуг подвижной радиотелефонной связи без использования выделенного радиочастотного спектра.

Для того чтобы нормы законопроекта стали работающими, Правительство РФ должно урегулировать ряд вопросов:

  • определить порядок ведения перечня населенных пунктов, в которых услуги подвижной радиотелефонной связи оказывает оператор связи, являющийся единственным на территории не менее чем две трети населенного пункта;
  • определить порядок, состав, формат и сроки представления сведений
    об обращении за заключением договора о совместном использовании, о принятии к рассмотрению такого обращения другим оператором, о заключении / отказе в заключении указанного договора, а также об изменении и о расторжении указанного договора.

В связи с этим у Роскомнадзора также появится ряд дополнительных обязательств в связи с ведением соответствующих реестров, баз данных.

Поправки, как утверждается в пояснительной записке, не приведут к ухудшению положения субъектов предпринимательской деятельности. Александр Хинштейн, председатель ИТ-комитета Госдумы, поддержавшего инициативу, отмечает, что в ситуации, когда зарубежные поставщики отказались поставлять телеком-оборудование в Россию, использовать существующие мощности нужно рационально1. При этом оплата за использование, ставшая камнем преткновения для некоторых представителей отрасли, будет рассчитываться "разумно и адекватно"2.

Дмитрий Ким, замглавы Минцифры, в качестве одного из результатов введения предлагаемого механизма отметил появление у населения более ровного сотового покрытия3. Как отмечено Минцифры4, на территориях малонаселенных пунктов экономически неэффективно всем операторам связи иметь свои базовые станции, это нецелесообразно в связи с низкой окупаемостью. Среди других позитивных последствий законопроекта – борьба с цифровым неравенством, более эффективное использование оборудования, экономия ресурсов операторов, повышение качества услуг и развитие инфраструктуры связи.

Кроме того, похожий подход, как полагает Дмитрий Тур, директор департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры, может быть применен для покрытия сетями мобильной связи федеральных автотрасс.

Бизнес видит некоторые риски в связи с принятием рассматриваемого законопроекта. Так, Комиссия по связи и информационно-коммуникационным технологиям РСПП в своем заключении отмечает, что без учета технических возможностей оборудования и с отсутствием заинтересованности операторов связи первыми выходить на новую территорию, вводимый механизм может привести к нарушению устойчивости функционирования, деградации, снижению покрытия сетей связи. Темп развития инфраструктуры связи может нарушиться, что, помимо прочего, негативно отразится на инвестиционных программах5.

Кроме того, участники рынка опасаются, что возможен демпинг со стороны операторов, получивших доступ к единственной базовой станции, построенной другой сотовой компанией. ФАС не видит в этом проблемы. ФАС указывает, что соглашение двух операторов-конкурентов с обязательством сторон оказывать услуги третьим лицам по определенной цене (не выше / не ниже / в диапазоне) может быть квалифицировано как картель; мера предупреждения по данной квалификации не предусмотрена, и за факт нарушения последует наивысшая административная ответственность6.

Операторы относятся к законопроекту как к дополнительно накладываемой обязанности, которую они готовы исполнять. Несмотря на позитивные моменты (например, "отложенным эффектом", по мнению представителя ПАО "Ростелеком", может быть рост трафика и клиентской базы7), некоторые положения законопроекта продолжают вызывать дискуссии. В частности, не совсем понятны технические критерии, точнее определение "единственности", и насколько пересекаются покрытия операторов, чтобы один из них стал таковым, не совсем понятно учитывается ли то, что не всё оборудование обладает технологической возможностью подключения неограниченного числа участников при совместном использовании.

В случае принятия проекта операторам придется решить целый ряд задач, в том числе договориться по цене и согласовать иные договорные условия о совместном использовании радиочастотного спектра, найти решения для устранения технических проблем (в том числе, связанных с технологическими возможностями оборудования и инфраструктуры), урегулировать вопросы, связанные с расширением условий лицензий на программное обеспечение.

В случае принятия законопроекта и его успешной реализации, аналогичный опыт с большой долей вероятности будет масштабирован для решения вопроса о покрытии сотовой связью федеральных автотрасс.