По итогам 2023 г. на рынки недружественных стран будет приходиться около 7% совокупной выручки российских компаний - разработчиков программного обеспечения (ПО). Доля экспорта софта и услуг в общем обороте индустрии разработки программного обеспечения еще больше снизится и впервые достигнет величины менее 20%.
Дмитрий
Федонин
© ComNews
08.08.2023

Согласно исследованию ассоциации российских разработчиков ПО "Руссофт", в распределении продаж отечественной индустрии разработки ПО по географическим регионам, в 2022-2023 гг. предполагается небольшое занижение доли рынка недружественных стран, однако можно обоснованно предположить, что не все опрошенные компании сообщили, что продолжают работать в этих странах, во избежание применения к ним санкций. Если данное предположение верно, то показатель объема продаж в России и ближнем зарубежье окажется несколько завышенным. Предполагаем, что корректировка может составить до 3-4 п.п.

По данным "Руссофта", переход с решений западных вендоров ПО на отечественные аналоги растянется на годы. То же самое касается процесса снижения продаж российских программных продуктов и услуг по заказной разработке ПО на рынках недружественных стран и их переориентации на другие зарубежные рынки. Однако оба процесса стали фактически необратимыми после прекращения работы в России западных ИТ-компаний, произошедшего под давлением политиков, а также после установления высоких барьеров для работы российских компаний - разработчиков ПО на прежде основных для них зарубежных рынках - европейском и североамериканском.

В соответствии с аналитикой "Руссофта", за последние 20 лет доля Западного мира в продажах российских ИТ-компаний значительно сократилась. В течение 15 лет постепенное снижение сегмента Запада происходило преимущественно из-за более быстрого роста продаж в ближнем зарубежье, развивающихся странах и на отечественном рынке. В абсолютных величинах значимого проседания выручки, полученной от работы в США и ЕС, за эти годы не было.

В сообщении ассоциации разработчиков говорится, что с 2014 г. в показатели продаж начала вмешиваться политика: российские компании постепенно вытеснялись с рынков недружественных стран введением запретов и созданием еще более негативного информационного фона по отношению ко всему, что связано с Россией. Снижение доли продаж на этих рынках стало очевидным при подведении итогов 2020 г.: она сократилась примерно до 25%.

По сведениям "Руссофта", в 2022 г. после начала СВО и последующего введения многочисленных санкций можно говорить о том, что напрямую из России работать в странах Запада стало практически невозможно. Доля продаж, которая приходилась на эти страны, сократилась примерно вдвое при наличии предпосылок для ее дальнейшего сокращения. Новая реальность заставила сделать иное деление: вместо Западного мира появилась группа рынков недружественных стран, а вместо Новых рынков - рынки дружественных стран.

Директор российской ИТ-компании для образовательных организаций (EdTech) CDO Global Андрей Кондратьев считает, что в России есть множество компаний, разрабатывающих высококачественное программное обеспечение, которое может составить достойную конкуренцию иностранному ПО. "Во-первых, российские разработчики программного обеспечения известны высоким уровнем технических навыков и качественным программным продуктом. Во-вторых, ближнее зарубежье и Юго-Восточная Азия являются стремительно развивающимися регионами, где все больше компаний и государственных учреждений внедряют цифровые технологии. Это создает растущий спрос на программное обеспечение, которое может удовлетворить потребности этих стран. Также нельзя не упомянуть конкурентные цены и гибкие условия для клиентов в этих регионах", - объяснил Андрей Кондратьев.

Также он добавил, что многие компании уже приняли решение о смене юрисдикции и продолжают работу - например, российские ИТ-компании продают продукцию в недружественные страны под другими названиями и через посредников. "Однако невозможно точно сказать, достигло ли снижение экспорта в недружественные страны дна и начнет ли он восстанавливаться. Факторы, влияющие на экспорт, до сих пор остаются значительными, и нет явных признаков изменения этой тенденции в ближайшее время. Российский софт имеет хорошие перспективы на рынках ближнего зарубежья и Юго-Восточной Азии, основанные на высоком качестве продукта, конкурентоспособных ценах и возрастающем спросе на цифровые технологии в этих регионах", - подытожил Андрей Кондратьев.

Генеральный директор компании - разработчика экосистемы для среднего и крупного бизнеса PIX Robotics Сергей Ложкин рассказал, что рынки Латинской Америки и Северной Африки проходят этап бурного развития и спрос на цифровые решения очень высокий, а присутствие на зарубежных рынках важно для российского софта, так как это дает обмен опытом, новые технологии и дополнительную конкуренцию для ускорения развития продукта. "А для компаний из дружественных стран это возможность получить доступ к технологиям высокого уровня, при этом дешевле американских или европейских аналогов. Мы работаем с Латинской Америкой, ОАЭ, Индией, и клиенты там подтверждают, что российские платформы программной роботизации соответствуют мировому уровню", - заявил Сергей Ложкин.

Директор по работе с партнерами ИТ-компании по разработке российских бизнес-приложений для государственных и корпоративных заказчиков SL Soft (входит в группу компаний Softline) Алексей Моисеенко проинформировал, что создавать современные продукты в условиях замкнутых рынков очень сложно, а международная конкуренция просто необходима для качественного развития. "У отечественных разработчиков ПО есть все возможности для эффективной технологической конкуренции. Основную сложность будут представлять модели выхода на иностранные рынки, это потребует от российских игроков вариативных стратегий, инвестиций и времени. Рынки ближнего зарубежья и Юго-Восточной Азии интересны как очевидная и первая ступень для выхода за пределы отечественного рынка. С этими регионами исторически отлажены каналы взаимодействия во многих отраслях экономики, так что этим следует воспользоваться для развития бизнеса", - подчеркнул Алексей Моисеенко.

Менеджер по развитию международного бизнеса направления Robin компании SL Soft (входит в ГК Softline) Екатерина Колмыкова обратила внимание, что на данный момент задача состоит не в том, чтобы вытеснить иностранное ПО, а в том, чтобы встать рядом, предложить альтернативу. "Очевидно, что в одночасье заказчики не готовы отказаться от западных решений. Но многие российские продукты разрабатывались так, чтобы предложить заказчикам что-то большее, новые функциональные возможности или концептуально новый подход к решению задач, а не просто аналогичный иностранным решениям функционал", - заметила Екатерина Колмыкова.

Генеральный директор ИТ-компании по разработке и внедрению решений на 1С "Эдит Про" (входит в ГК "Борлас") Дмитрий Кичко пояснил, что перспективы на дружественных зарубежных рынках неплохие, так как из страны уехали не только специалисты, но и предприниматели, которые за рубежом будут продолжать развивать бизнес, и им ментально ближе российский софт.

Директор центра технического консалтинга АО "Рдтех" Светлана Иванова рассказала, что скорее речь идет о том, чтобы потеснить иностранное ПО в отдельных рыночных нишах. В то же время, по ее мнению, ситуация с уходом иностранных вендоров из России в среднесрочной и долгосрочной перспективе повлияет не только на российский рынок. "В одночасье оставив пользователей и обладателей неисключительных прав без поддержки, иностранные вендоры серьезно подпортили репутацию. Теперь каждый здравомыслящий бизнесмен или ИТ-директор в любой стране мира (за исключением США) будет планировать создание независимой резервной инфраструктуры и рассматривать возможность использования open source или локальных решений. Российскому ПО предстоит выдержать конкуренцию не только и не столько с глобальными игроками, но и с локальными разработками. Тем не менее возможности развития, безусловно, есть. В ряде сегментов рынка российские разработки могут быть предпочтительнее иностранных аналогов", - подытожила Светлана Иванова.

Новости из связанных рубрик