Ассоциация ФинТех и финансовые маркетплейсы разработали проект стандарта по передаче данных с помощью открытых API, чтобы упростить подачу заявки на ипотеку через маркетплейсы. Для этого клиенту потребуется авторизоваться через "Госуслуги". Участники проекта - Банк России, "Сравни", ВТБ, Альфа-Банк, ДОМ.РФ, "Росбанк Дом", "Тинькофф", "Циан" и "Авито".
© ComNews
22.12.2023

Об этом компании сообщили журналистам и участникам рынка 21 декабря. Инициатором создания проекта по открытым API (интерфейс программирования приложения) выступило ООО "Сравни.ру", Ассоциация ФинТех (АФТ) поддержала идею, и в ноябре 2023 г. компании приступили к разработке стандарта.

По данным Ассоциации ФинТех, после реализации пилота маркетплейсы получат единый стандарт открытых API для интеграции с банками, что позволит им подключать кредитные организации к сервису и выстраивать бесшовный клиентский путь в ипотечном процессе.

"API бывают двух типов: партнерские - когда две компании или несколько договариваются между собой о передаче данных, и открытые - которые представляют собой уже отраслевой стандарт", - объяснил заместитель генерального директора Ассоциации ФинТех Дмитрий Ищенко.

При подаче заявки на ипотеку клиенту потребуется авторизоваться через портал "Госуслуг": так банки получат данные и документы из цифрового профиля. Таким образом, большая часть полей анкеты заполнится автоматически, при этом пользователю не нужно будет собирать и прикреплять сканы документов.

Цифровой профиль - это цифровые записи о гражданине, содержащиеся в информационных системах государственных органов и организаций. Инфраструктура цифрового профиля построена на основе единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Одна из функций цифрового профиля - предоставление сведений о гражданине с его согласия третьим лицам в его интересах - например, предоставление банку проверенных сведений, необходимых для заполнения кредитной заявки.

"Процесс подачи ипотечной заявки на маркетплейсах непростой: в ряде случаев он занимает несколько недель. Пилотный проект на базе открытых API позволит сократить путь пользователя от момента подачи заявки до получения решения до 10 минут. В итоге клиент получает простой и быстрый способ получить решение от нескольких банков. А банки получают заявки от маркетплейсов, готовые к скорингу, тем самым сокращая ресурсы на их верификацию и обработку", - сообщил руководитель направления "Ипотека" в "Сравни" Дмитрий Сафронов.

Как отметил Максим Боткин, руководитель центра клиентских и партнерских решений Росбанка, использование данных из цифрового профиля поможет снизить для банков затраты на операционные задачи и на онбординг (проверку документов), однако есть и вызовы, которые предстоит преодолеть: например, распространенность "Госуслуг" в регионах - не все россияне получают официальный доход, который отражается в цифровом профиле; а также скорость - не все данные, требуемые для оценки платежеспособности, приходят от отдельных ведомств быстро.

Директор подразделения "Диджитал" Банка Дом.РФ Олег Комлик отметил, что внедрение услуг цифрового профиля крайне интересно банкам, у кого нет столь крупной клиентской базы, как у Сбербанка и ВТБ, откуда те берут информацию о клиентах. По его словам, этот инструмент выравнивает конкурентную среду.

https://www.comnews.ru/digital-economy/content/214735/2021-05-31/2021-w…

"Цифровой профиль при этом неидеальный. Объем выдачи кредитов на ипотечном рынке в 2023 г. составит около 7,5 трлн руб., при этом более 50% из них - по льготным программам. Каждая из льгот - семейная ипотека, ИТ-ипотека, дальневосточная - требует определенные документы для подтверждения права на ее получение. В цифровом профиле нет этой информации, поэтому мы вынуждены запрашивать у клиента дополнительные документы. Мы подготовили предложение для Минцифры, чтобы расширить цифровой профиль теми данными, которые необходимы для банков", - сообщил Олег Комлик.

По его словам, Дом.РФ сотрудничает со всеми площадками, откуда могут приходить запросы от клиентов, однако пока, по его словам, конверсия по ипотеке на маркетплейсах - низкая. "Если мы хотим иметь совместный с маркетплейсами бизнес, нужно искать пути, как взаимовыгодно работать", - добавил Олег Комлик.

Кирилл Кузьмин, заместитель генерального директора, начальник управления пилотирования АФТ, сообщил корреспонденту ComNews, что в 2024 г. участники проекта на площадке Ассоциации ФинТех продолжат искать оптимальную модель взаимодействия банков и маркетплейсов, чтобы это было коммерчески выгодно обеим сторонам: "Следующий этап по разработке стандарта - когда участники начнут создавать ИТ-системы, чтобы ко II кварталу 2024 г. попробовать интегрироваться в единый процесс и апробировать клиентский путь". По прогнозам Кирилла Кузьмина, запуск проекта с реальными клиентами может произойти уже в конце 2024 г.

Новости из связанных рубрик