Роман
Рожков
Анастасия
Гаврилюк
11.01.2024

Согласно оценкам международного проекта Top10VPN, в 2023 году мировая экономика понесла около $9 млрд убытков от преднамеренных отключений интернета и блокировок ресурсов. Самой пострадавшей экономикой стала российская, чьи потери составили более $4 млрд.

По мнению аналитиков, в реальности ущерб от ограничения в России доступа к популярным зарубежным соцсетям может быть даже в несколько раз больше, поскольку блокировки не только чреваты выпадающими доходами для граждан, но и тормозят развитие экономики

Горечь потерь

Международная организация Top10VPN подсчитала убытки от преднамеренного отключения интернета и блокировок социальных сетей в разных странах мира. По ее оценке, Россия в 2023 году потеряла от этих ограничений больше всего — $4,02 млрд. В Top10VPN указывают, что не включали убытки от блокировки Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и X (бывшая соцсеть Twitter, заблокирована в России) после февраля 2023 года, так как организация учитывает постоянную блокировку ресурсов в той или иной стране только первые 365 дней после ее начала, считая, что многие экономические последствия преодолеваются за счет постепенного перехода пользователей на другие платформы. В России эти соцсети заблокированы в феврале 2022 года.

Всего же, по данным Top10VPN, в 2023 году мировая экономика потеряла $9,01 млрд из-за отключений, ограничений работы, перебоев и блокировки интернета и приложений. На втором месте после России идет Эфиопия с ущербом в $1,59 млрд, а на третьем — Иран с потерями в $920,3 млн.

Сервис анализирует экономические потери от отключения интернета с 2019 года и приводит рейтинг 20-25 стран, которые пострадали больше всего. В оценку убытков входят блокировки соцсетей, отключения и замедление работы интернета. Исследователи подсчитывают ущерб и экономические последствия в результате сбоев в работе интернета и блокировки доступа к сервисам и приложениям с помощью инструмента, разработанного неправительственной организацией Netblocks (занимается мониторингом интернета). Он основан на показателях Всемирного банка, Международного союза электросвязи, Евростата и переписи населения США.

Может быть и хуже

Опрошенные Forbes эксперты и участники рынка констатируют: большая доля экономических потерь внутри России действительно связана с блокировками и уходом зарубежных социальных сетей и рекламных инструментов, в первую очередь Facebook, Instagram и Google Ads. "Именно они были одними из самых эффективных площадок для продвижения брендов до весны 2022 года, их использовал не только крупный, но и малый и средний бизнес. Маркетинговые бюджеты последних достаточно значимы в сплите российского рекламного рынка, — размышляет управляющий директор Hybrid Russia Дмитрий Федосеев. — Для российского бизнеса, который потерял эффективные каналы продвижения, каждый новый покупатель начал стоить существенно дороже, а значит, и количество приведенных рекламой клиентов уменьшилось".

Российская экономика больше, чем экономики Ирана и Эфиопии, а интеграция в западные рекламные экосистемы у России была выше, рассуждает директор НКО "Информационная культура" Иван Бегтин. По его словам, Иран находился под санкциями еще до появления Facebook, Google и других крупных ресурсов, а российские рекламодатели взаимодействовали с ними с самого начала развития экономики интернета.

Ущерб, который посчитал Top10VPN, — это выпадающие доходы россиян от непроданных через заблокированные соцсети товаров и услуг, неразмещенной рекламы, закрытых малых бизнесов, которые раньше работали через эти интернет-платформы, объясняет исполнительный директор "Общества защиты интернета" Михаил Климарев (признан Минюстом иноагентом). По его словам, Россия так много потеряла от блокировки популярных западных интернет-ресурсов, потому что другие страны из рейтинга давно уже адаптировались к блокировкам, а Россия встала на этот путь относительно недавно. При этом он считает, что в реальности российская экономика потеряла еще больше, чем подсчитали в Top10VPN, потому что сами блокировки чреваты не только выпадающими доходами для граждан, но и тормозят развитие экономики.

"Эффект существенный по нескольким причинам, — полагает digital-директор коммуникационного агентства iTrend Ася Шабалина. — Во-первых, российским рекламным системам объективно трудно обеспечить такую же высокую точность работы рекламных алгоритмов, так как у них меньше технологических ресурсов и накопленных данных. Во-вторых, российская аудитория продолжает пользоваться Google, YouTube и запрещенными соцсетями (с помощью VPN-сервисов. — Forbes) и становится тем самым труднодоступной для рекламодателей. В-третьих, повысилась конкуренция у оставшегося рекламного инвентаря, а значит, выросла и стоимость привлечения клиента во всех каналах".

Впрочем, по мнению генерального директора хостинг-провайдера RUVDS Никиты Цаплина, записывать в упущенную выгоду то, что рекламодатель не смог "отнести" деньги на какую-либо платформу, нельзя. "Интернет — это своего рода сеть сообщающихся сосудов. Условный "Фейсбук" или "Инстаграм" уже давно заменили VK, "Дзен" или Telegram, и деньги рекламодателей ушли туда, а не пропали. Если угодно, это можно назвать тем самым импортозамещением, и авторы рейтинга или намеренно лукавят, или на самом деле не понимают реалий рынка в России", — категоричен Цаплин.

Новости из связанных рубрик