В онлайн-услугах стали востребованы частные специалисты
Платформа "Авито Услуги" и агентство маркетинговых исследований ORO провели совместное исследование по рынку онлайн-услуг в России. Аналитики посчитали, что объем рынка по итогам 2023 г. составил 15,9 трлн руб. Основной объем заказов приходится на исполнителей-одиночек (48%) и небольшие компании (27%). Также в 14% случаев заказчики обращались к группе или бригаде (строительные работы, благоустройство территории, ремонт помещений), в 8% - в крупные компании.
Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова объяснила, с чем связан рост рынка услуг в России: "Рынок услуг растет, и это может быть связано с несколькими тенденциями. Например, важную роль сыграл рост потребительского спроса в России на фоне роста зарплат и доходов населения, то есть у россиян есть деньги на то, чтобы потреблять больше услуг. Кроме того, значительную роль играют цены и новые технологии, которые обеспечивают рост спроса на новые и относительно новые виды услуг. Например, доставка готовой еды или услуга вызова такси через мобильные приложения. Бурное развитие самозанятости в России также помогает росту предложений от специалистов, выполняющих разного рода услуги, что способствует формированию конкурентных цен. По мере дальнейшего развития технологий и упрощения механизма поиска нужных специалистов рынок услуг в России будет продолжать расти".
Чаще всего заказчики искали на сайтах, в приложениях и тематических группах бьюти-мастеров (19%). 16% пользователей онлайн-сервисов заказывали услуги грузоперевозки и курьерской доставки, 15% - услуги по ремонту и еще 10% - репетиторов. Самая большая доля в объеме онлайн-заказов также приходилась на услуги бьюти-специалистов и составила 18,3%. Примерно такую же долю занимали грузоперевозки и курьерская доставка - 18,1%. Доля услуг репетиторов - 10,2%.
В топ категорий по объему выручки исполнителей на онлайн-рынке услуг вошли строительные работы, а также производство и обработка. На них приходилось 26% и 11% соответственно. На третьем месте - перевозки и курьерские поручения - 9,6%.
Старший управляющий директор "Авито Услуги" Артем Кумпель считает цифровизацию бизнеса одним из глобальных трендов в мировой экономике: "С каждым годом все больше пользователей ищут специалистов через онлайн-каналы. Растет и число исполнителей, в том числе частных, которые предлагают услуги на онлайн-площадках. Мы ожидаем, что в ближайшее время в отдельных категориях услуг произойдет уберизация - то есть они полностью перейдут на цифровые платформы. Первыми уйдут в онлайн услуги в категориях "красота и здоровье", "перевозки и курьерские поручения", "ремонт помещений и ремонт техники". Большинство пользователей уже предпочитают выбирать исполнителей на такие задачи в интернете".
Артем Кумпель объяснил разницу выбора исполнителей в формате офлайн и онлайн: "С точки зрения офлайна, основной тезис - это рекомендации друзей и родственников. Из чего вытекает другой фактор - повторное обращение к одному и тому же специалисту. То есть тут работает сарафанное радио. В онлайн немного по-другому. Пользователям удобно выбирать услуги в разных категориях. Если тебе нужна, например, категория "постройка дома", то ты заходишь в нее и можешь выбрать конкретный тип домов и другие функции. Сервис решит проблему в конкретной категории. Повторное обращение также легко сделать онлайн. Плюс к этому есть социальные сети, в которых можно обсудить услугу".
Всего через онлайн-каналы исполнители получают 43% заказов. Из них для привлечения клиентов 54% используют "Авито Услуги", 44% продвигают услуги в социальной сети "ВКонтакте", 27% - в Telegram.
При заказе услуг пользователи больше всего обращают внимание на стоимость (54%). Для 28% заказчиков важна скорость оказания услуги, 26% обращают внимание на рейтинг на сайте, 25% - на подробное описание услуг, 22% пользователей важна доступность для связи, 20% уделяют внимание примерам работ и портфолио исполнителя.
Директор по стратегии и росту "Авито Услуги" Владислав Ильтяков рассказал об удобствах платформы для клиента в плане мониторинга цены: "Мы идем в сторону "опрозрачивания" стоимости услуг. В Сети можно найти ее минимальную стоимость. Но с учетом того, что мы агрегируем информацию и знаем среднюю стоимость услуги на рынке в конкретной категории, мы можем заказчику показывать среднюю цену услуги и на сколько она выше или ниже рынка у исполнителя, которого заказчик хочет выбрать".
Менеджер проектов отдела изучения клиентского опыта и покупательского поведения ORO Екатерина Блинцова считает, что критерии выбора специалиста зависят от сферы его деятельности: "Цена является очень важным, но не единственным и не определяющим фактором выбора исполнителя. При поиске заказчики принимают в расчет в среднем три параметра. Например, при поиске специалиста в бьюти-сфере учитывают стоимость, расположение и портфолио. Чем "сложнее" категория (технически сложная работа, кастомизированный проект, высокая стоимость), тем тщательнее поиск. И это относится ко всему клиентскому пути - сбор рекомендаций, количество потенциальных исполнителей, параметры сравнения, время, затрачиваемое на поиск и выбор".