Рынок доставки ТВ-сигнала переходит в наземные каналы
Российский рынок доставки ТВ-сигнала до сетей операторов платного ТВ по наземным каналам связи по итогам 2023 г. составил 960 млн руб. Такие данные в исследовании приводит телекоммуникационный оператор, цифровой партнер индустрии производства, обработки и доставки медиаконтента "Синтерра Медиа".
По сравнению с 2022 г. рынок наземной доставки ТВ-сигнала вырос на 40%. Тогда он составлял 686 млн руб. Высокие темпы роста обусловлены как глобальными трендами (доставка тяжелого контента во всем мире уходит в наземные каналы), так и спецификой российского рынка с его развитой наземной инфраструктурой.
В 2018 г. через спутник доставлялось 424 ТВ-сигнала, а по земле - 368. По итогам 2023 г. доля наземного сегмента выросла, а спутникового снизилась: через спутник доставлялись 414 ТВ-сигнала, а по земле - 422.
Кроме того, основным драйвером роста наземной доставки в 2023 г. стали искусственные помехи на спутниковые каналы связи со стороны сопредельных государств. Таким образом, вещатели и операторы стали массово переходить на наземные каналы связи, а спутники использовать в качестве резерва.
"Первые инциденты с подменой контента на телеканалах были единичными. Но когда хакеры поняли, что могут использовать уязвимость спутниковой доставки сигнала, кибератак становилось все больше. Первыми тревогу забили вещатели, которые стали призывать операторов кабельного ТВ переходить со спутника на "землю" или использовать спутниковый канал как резервный", - отметил генеральный директор АО "Синтерра Медиа" Григорий Урьев.
Также бурному росту российского рынка наземной доставки ТВ-сигнала способствовало развитие медиарынка. Миграция контента в наземные каналы - общемировой тренд, и он обусловлен повышением потребительских требований к ТВ и видео по запросу. Контент становится все более тяжелым. С 2018 г. по 2023 г. в России общее количество каналов (без учета ТВ-каналов), входящих в первый и второй мультиплексы, выросло с 562 до 590.
"Среди прочего на рост объема рынка доставки ТВ-сигнала влияет увеличение количества доставляемых потоков. Упрощение и удешевление запуска новых телеканалов ведет к росту их количества. Тренд на создание часовых версий не только для общедоступных, но и для тематических каналов, появление версий для интернет-вещания - все это в итоге увеличивает количество доставляемых потоков. Чем больше потоков, тем больше заказов на их доставку", - рассказал корреспонденту ComNews директор совместного проекта телекоммуникационной компании MSK-IX и "Синтерра Медиа" "Медиалогистика 2.0" Григорий Кузин.
При этом выросло количество HD- и UHD-каналов, более требовательных к инфраструктуре доставки ТВ-сигнала (для передачи картинки более высокого качества требуется более широкий канал). К началу 2018 г. на российском рынке было около 250 HD-каналов, а по итогам 2023 г. их количество увеличилось до 308, количество UHD-каналов с 2018 г. по 2023 г. выросло с 10 до 16.
Также высокий темп роста рынка наземной доставки ТВ-сигнала эксперты "Синтерры Медиа" объясняют тем, что использование наземной инфраструктуры обходится оператору в пять-шесть раз дешевле, чем спутниковой. Особенно это критично для HD- и UHD-сигнала.
Григорий Урьев рассказал, какой способ доставки сигнала будет предпочтительней в ближайшие годы в России: "Оба способа передачи сигнала дополняют друг друга, обеспечивая качество того или иного сервиса. В городах в основном используются наземные каналы, в труднодоступных регионах - спутники. Но и это постепенно меняется. К примеру, для развития телеком-инфраструктуры в Арктической зоне России, на труднодоступных территориях, эксперты АНО "Цифровая экономика" предлагали строительство наземных сегментов волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), в том числе на случай, если спутниковая связь будет недоступна по каким-либо причинам".
Григорий Кузин дал прогноз по объему рынка доставки ТВ-сигнала на ближайшие годы: "В связи с ростом доли наземной доставки можно предположить, что через пару лет около 10% бюджета на спутниковую доставку "приземлятся" вместе с переходом крупных телеканалов на наземную. По мере того как будет расти охват наземной доставки, ее стоимость также будет расти, но, даже когда она обеспечит охват, равный спутниковому, для вещателей будет стоить все равно существенно дешевле. По моей оценке, примерно в два раза. Ведь за спутниковую доставку платят вещатели. В наземной применима другая бизнес-модель, когда расходы на доставку распределяются между вещателями и операторами. Таким образом, при существенном снижении расходов вещателей на доставку при переходе на "землю" платформы наземной доставки получат дополнительный доход от операторов".