Юрий Грановский
Источник: Ведомости, 06 марта 2002 г.
06.03.2002

В конце прошлого года в России зафиксированы рекордные продажи мониторов. Об этом говорится в распространенном на этой неделе отчете аналитической компании ITResearch. Оказывается, в нашей стране "голубых экранов" для компьютеров продается больше, чем самих компьютеров.

Исследование ITResearch (в прошлом - экспертно-аналитический центр "СК Пресс") охватывает ряд сегментов российского IT-рынка, включая производство и продажи в IV квартале 2001 г. компьютеров, мониторов, принтеров, сканеров и устройств бесперебойного питания. Во всех перечисленных областях отечественный рынок демонстрирует очень хорошие темпы роста продаж. Но продажи мониторов аналитики ITResearch выделяют особо и называют в своем отчете не иначе как "аномальными": по сравнению с 2000 г. рынок вырос на целых 46,4% в штучном и на 63% в денежном выражении. Иными словами, россияне не только стали покупать больше мониторов, но и стали отдавать предпочтение более дорогим и качественным моделям.

Российский рынок мониторов окончательно превратился в "корейский". Лидером продаж стала Samsung Electronics, 2-е место заняла LG, вытеснившая тайваньскую CTX на 3-е место, которое она разделила с российским концерном "Белый ветер", производящим мониторы под маркой RoverScan. По данным компании Brian Norris Association, Samsung принадлежит примерно 38% российского рынка мониторов. "Белый ветер", выпустивший в 2001 г. чуть более 100 000 мониторов, занимает около 9% рынка. Позиции компаний первой четверки постоянно укрепляются, чего не скажешь о других компаниях. Один из недавних лидеров рынка - американская компания ViewSonic - сегодня не входит даже в пятерку "сильнейших".

Всего, по мнению экспертов ITResearch, в последнем квартале прошлого года на отечественном рынке было продано 848 000 мониторов и лишь 830 000 компьютеров. Кстати, если верить данным аналитиков российского отделения компании IDC о российских продажах ПК в IV квартале 2001 г. , разрыв между продажами компьютеров и мониторов окажется еще более существенным: в IDC насчитали всего 607 000 проданных "персоналок". А если учесть, что часть проданных ПК - это ноутбуки, в принципе не нуждающиеся в мониторе, получится, что мониторы обгоняют ПК чуть ли не в 1,5 раза. И при этом темп роста продаж компьютеров ниже.

"Очень многие меняют мониторы, не заменяя компьютер, - объясняет директор по маркетингу "Белого ветра" Андрей Андреев. - Появилось довольно много людей - дизайнеры, видеомонтажеры, которые используют в работе два монитора одновременно". "Современные программы, даже бухгалтерские, очень насыщены графикой и при этом не особенно требовательны к мощности компьютера. Поэтому люди предпочитают покупать новые мониторы, а не новые ПК целиком", - вторит Андрееву старший менеджер по маркетингу отдела информационных систем представительства компании Samsung Electronics Роман Сургунд.

Доля дешевых 15-дюймовых мониторов в общих продажах составляет примерно 40%. Годом раньше их доля переваливала за 60%. Кроме этого, гораздо лучше стали продаваться жидкокристаллические панели, или ЖК-мониторы: их доля возросла с 2% до 7%. Примерно те же позиции они занимают и на мировом рынке: по данным агентства Monitrack, даже зажиточные граждане Европы и США только в 8% случаев покупают для своих компьютеров жидкокристаллическую панель. В нашей стране лидером продаж в этом секторе также стала Samsung Electronics, 2-е место разделили "Белый ветер" и LG.

"Появился целый класс людей, которые работают только с ЖК-мониторами, - говорит Андреев. - Это такой же атрибут имиджа делового человека, как сотовый телефон". В продажах "Белого ветра" доля ЖК-мониторов переваливает за 10%. "Популярность жидкокристаллических панелей растет даже быстрее, чем успевают падать цены, а они падают очень быстро, - говорит Роман Сургунд из Samsung. - За год цены обрушились более чем в два раза! " По данным популярного информационного сайта Price.ru, сегодня 15-дюймовый ЖК-монитор (соответствует экрану обычного 17-дюймового монитора) можно купить за $400.