Яков
Шпунт

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
22.04.2024

После любых сколько-нибудь серьезных инцидентов, связанных с облачными сервисами, начинаются разговоры о том, что пользователи отвернутся от облаков. Но обычно эффект если и бывает, то кратковременный.

В марте произошли сразу два события "со знаком минус" для российского облачного рынка. Первым стало известие о скором массовом отключении российских пользователей крупнейших международных облачных платформ Amazon Web Services и Microsoft Azure из-за нового пакета антироссийских санкций. При этом срок отключения первоначально называли 20 марта, однако позже его дезавуировали. Но с другой стороны, Microsoft добавила в перечень недоступных для российских компаний сервисов не только Azure, но и целый ряд других продуктов, включая Teams, One drive, Office 365, M365, MS Dynamics, MS Power Bi, все веб-службы.

https://www.comnews.ru/content/232114/2024-03-19/2024-w12/1007/uspet-im…

Спустя несколько дней после появления информации от Microsoft и Amazon произошла авария в трех ЦОДах, которые обслуживали инфраструктуру MTS Cloud. Частично устранить ее последствия удалось только больше чем через сутки. Наиболее вероятной причиной инцидента названа хакерская атака.

https://www.comnews.ru/content/232120/2024-03-19/2024-w12/1008/mts-clou…

Всегда после таких инцидентов возникает вопрос: "Как они скажутся на популярности облачных услуг?" Ответ будет простым: никак. Если быть совсем точным, возможно кратковременное замедление, но дальше все продолжит развиваться, как и раньше. Ведь после автоаварий люди не перестают ездить на автомобилях, а после авиакатастроф - летать на самолетах.

Тому много примеров, причем как за рубежом, так и в России. Проблем с системой авторизации у облачных сервисов Microsoft Office Live (предшественник Microsoft Office Online, Outlook.com и One drive) в 2008 году просто никто не заметил, поскольку они затронули лишь несколько тысяч пользователей из полумиллиарда.

У Amazon было сразу три громких аварии в 2011 году, причем произошли они с интервалом в несколько дней. Причиной в одном случае стали проблемы с электропитанием при отсутствии резервного энергоснабжения, а в двух других - перегрузка подсистемы хранения данных. Результатом стала потеря данных клиентов. Этот инцидент широко освещался в прессе, в том числе общей. Но на популярности облаков и облачных сервисов это никак не сказалось. На облачном бизнесе Amazon также.

В России тоже были примеры из разряда "неприятности в облаке". Можно вспомнить историю с недостаточно отлаженным клиентским приложением "Яндекс Диск" в декабре 2013 года, которое самовольно удаляло системные файлы Windows. В 2019-м в "Яндекс Облако" из-за ошибки технического персонала были удалены пользовательские данные. Но облачный бизнес "Яндекса" от этого не перестал расти, причем сильно опережая среднерыночные темпы.

При этом в последние пару лет использование облаков в России стало настоящим спасением для многих. Причин тому несколько. Во-первых, это дефицит физического оборудования. Точнее, оно есть, но сроки поставки очень долгие, тогда как ресурсы нужны здесь и сейчас. Во-вторых, дефицит кадров. Использование облаков позволяет если не избавиться от штатных ИТ-специалистов, которых найти также не так просто, то значительно сократить их количество. В-третьих, применение облаков, многие из которых прошли сертификацию и аттестацию у регуляторов, позволяет конечному заказчику если не снять полностью, то разделить ответственность в случае возникновения того или иного инцидента. И этот фактор будет становиться все более и более значимым по мере ужесточения ответственности за те же утечки персональных данных, штрафы за которые вырастут в несколько раз уже совсем скоро.

Плюс ко всему, облачные проекты очень быстрые. Пример тому - миграция на российские сервисы в президентской академии с ПО Microsoft, которая заняла всего неделю, при этом проект затронул 250 тысяч сотрудников и учащихся.

https://www.comnews.ru/content/232771/2024-04-19/2024-w16/1010/preziden…

Но при использовании облаков нужно помнить о двух правилах: не класть все яйца в одну корзину и не забывать о резервных копиях. В качестве резерва можно и нужно использовать не только локальные ресурсы, но и другие облака. Естественно, при выборе второй площадки нужно заранее поинтересоваться, насколько легко можно перенести туда виртуальные машины, файлы данных или иные ресурсы.

То же самое относится и к резервным копиям: они должны храниться не только в том же ЦОДе, где располагается инфраструктура провайдера, но и на удаленной площадке. Так меньше риск, что резервные копии пострадают при пожаре, наводнении или тому подобном явлении, либо до них доберутся какие-нибудь программы-шифровальщики, или резервную копию кто-то по ошибке сотрет. Тут невредно будет ознакомиться с соответствующими отраслевыми стандартами, например, для банков.