Рубит - не рубит. Кто рвет кабели в Балтийском море: Россия, Илон Маск или Несси

Мельникова выпускающий редактор ComNews.ru
Почти десяток инцидентов с обрывом волоконно-оптических кабелей в Балтийском регионе за последние полтора месяца не вызывают сомнений в преднамеренном внешнем воздействии. Но в точности как в романе "Убийство в Восточном экспрессе" Агаты Кристи, под подозрение в равной степени попадает множество сторон. Сыщик Эркюль Пуаро в романе говорил: "Я до последнего подозреваю всех".
Наиболее свежее событие в этой череде - обрыв подводного оптического кабеля между Латвией и Швецией, который принадлежит Латвийскому государственному центру радио и телевещания (LVRTC): это произошло 26 января. Как сообщил LVRTC в воскресенье, 2 февраля, место обрыва обнаружено на глубине 100 м, в 130 км от начальной точки кабеля в городе Вентспилс. LVRTC экстренно нанял ремонтное судно, которое должно начать восстановительные работы 3 февраля - но, как отметил владелец подводного кабеля, сроки восстановления зависят от погодных условий.
Черная полоса для связистов на Балтике началась 18 ноября 2024 года, когда был поврежден подводный волоконно-оптический кабель BCS East-West Interlink, соединяющий Литву и Швецию. На следующий день из строя вышел подводный кабель C-Lion1 финской компании Cinia, между Финляндией и Германией (инцидент произошел в территориальных водах Швеции). 3 декабря зафиксирован разрыв телекоммуникационного кабеля GlobalConnect между Швецией и Финляндией, причем сразу в двух местах (правда, это случилось на суше - на финской территории). 25 декабря 2024 года произошел обрыв электрического кабеля EstLink 2 между Эстонией и Финляндией в Балтийском море (его мощность - 650 МВт), а также трех подводных оптических кабелей связи в Финском заливе.
В большинстве случаев береговая охрана Финляндии, Швеции, Эстонии и других стран региона задерживала разные грузовые суда, зачастую шедшие из российских портов или, предположительно, в Россию. Например, над кабелем EstLink 2 проходил контейнеровоз Xin Xin Tian 2 под флагом Гонконга, направлявшийся из Петербурга в Порт-Саид (Египет), в районе пролегания кабеля C-Lion1 был задержан китайский сухогруз Yi Peng 3, который также стартовал в Петербурге, а по подозрению в повреждении кабеля LVRTC латвийский патрульный корабль досмотрел судно Michalis San под флагом Мальты, следующее из алжирского порта Беджая, предположительно, в Россию.
Начинайте с меня
Несмотря на то, что прямых свидетельств участия России в многочисленных авариях на подводных кабелях никто не обнаружил, из стран Балтии постоянно доносятся обвинения в адрес РФ. НАТО объявило о миссии "Балтийский страж" по защите подводных кабелей в Балтийском море. Генсек НАТО Марк Рютте заявил, что это сделано "после серии инцидентов, связанных с возможным саботажем со стороны России", отметив: "Более 95% интернет-трафика проходит через подводные кабели, обеспечивающие финансовые транзакции на $10 трлн ежедневно".
Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас обвинила в морских диверсиях Россию и Китай, призвав задуматься, являются ли "атаки" на подводные кабели в Балтийском и Южно-Китайском морях "простыми совпадениями" (последнее - отсылка к обрыву подводного телекоммуникационного кабеля на Тайвань, который произошел 7 января 2025 года).
Как сказал в романе "Убийство в Восточном экспрессе" сыщику Пуаро один из пассажиров, Гектор Маккуин, "начинайте с меня, и я постараюсь, если, конечно, это удастся, очиститься от подозрений".
Аварии на подводных оптических кабелях в Балтийском море не только нарушили связность между странами региона, но и повлияли на глобальный маршрут транзита трафика из Азии в Европу. Сгоряча можно сказать, что это на руку России: магистральные операторы в ней на протяжении более чем 20 лет продвигают услуги транзита евроазиатского трафика через российскую территорию. Причем они делают акцент на том, что этот маршрут не только самый короткий (в сравнении с оптическими кабелями, идущими по дну Индийского, Тихого и Атлантического океанов), а значит, и время задержки по нему минимально, но и на большей надежности сухопутного кабеля, а также более высокой скорости его восстановления в случае обрыва.
Однако авария на балтийских кабелях ударила и по российским магистральным операторам. Сразу несколько этих компаний использовали подводные кабели на Балтике, прежде всего C-Lion1, поэтому в течение надели, которая ушла на сварку двух обрывов, их клиенты в Азии и Европе испытывали проблемы с доступом.
Если бы России действительно нужно было напакостить "западным супостатам", гораздо логичнее было бы устраивать диверсии подальше от родных берегов и уж точно не на Балтийском море, часть которого относится к суверенным водам РФ.
Новое - хорошо забытое старое. Уже мало кто помнит, но в начале 2018 года в западной прессе поднялся шум из-за того, что российское океанографическое исследовательское судно "Янтарь" прошло в районе пролегания магистральных подводных волоконно-оптических кабелей в Южной Атлантике. В марте 2018-го агентство Associated Press процитировало верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерала Кертиса Скапаротти: "Мы наблюдаем такую активность российского Военно-морского флота, особенно в подводной сфере, каковой мы не видели с 1980-х годов". Само агентство в
Забавно, что семь лет назад Associated Press приводило ту же цифру, которую пару недель назад назвал генсек НАТО: "Подводные волоконно-оптические кабели передают большинство мировых звонков, емейлов, SMS и интернет-трафика, а также обеспечивают финансовые транзакции на $10 трлн в день".
Однако за прошедшие семь лет российский след в Атлантике так и не обнаружился и разрыва кабелей не происходило.
Так что можно вспомнить еще одну цитату из романа Агаты Кристи. "Как вы уже отметили, мсье Пуаро, - вставил доктор Константин, - две улики на одно преступление - в такую рассеянность как-то не верится".
Ще не вмерла Украина
Рассуждая о том, кто еще мог бы быть заинтересован в обрывах кабелей на Балтике, можно вспомнить и Украину. Порубить подводные кабели и свалить на Россию - теоретически возможная тактика в гибридной войне. Тем более что в подрывах газопроводов "Северный поток" и "Северный поток - 2", виновник которых так и не найден, западные расследователи находили и украинский след. Хотя были версии причастности все той же России и Китая, а также США.
Далее везде
В теории Китай также имеет интерес к способствованию обрывам кабелей на Балтике. На большом транзитном направлении телеком-трафика Европа-Азия есть несколько маршрутов, и китайские операторы его используют, участвуя в строительстве кабелей по дну Индийского океана. Логично предположить, что они хотят попортить северные кабели, чтобы весь трафик шел через Индийский океан. Кроме того, они проявляют интерес к Севморпути и вообще к выходу на Север, поэтому в теории могут вредить северным странам как конкурентам в этом регионе.
Америка тоже может быть причастной к обрывам. Именно по маршруту транзита через США и два океана (Тихий и Атлантический), хотя он и самый длинный, проходит самый большой объем трафика из Азии в Европу.
Вполне вероятным выглядит также и мотив Илона Маска как владельца низкоорбитальной космической группировки Starlink: как заставить клиентов перейти на спутниковый интернет? Конечно, обрубить наземные или подводные кабели связи.
Из менее очевидных вариантов - шведы. Стравив Россию, Финляндию и балтийские страны, в завязавшейся междоусобице превратить Финляндию и балтийские страны снова в свои колонии. Швеция владела заморскими колониями с 1638 по 1663 год, в 1733 году и с 1784 по 1878 год.
И совсем уже невероятные, но тоже варианты:
- Лох-несское чудовище (Несси) - из озера Лох-Несс вытекает река Несс, которая впадает в залив Мори-Ферт Северного моря. А Балтийское и Северное моря соединяются.
- Greenpeace, выступая против загрязнения природы, портит всем "малину".
- ТНТ устроил подлянку для новой серии "Битвы экстрасенсов", чтобы загадать участникам шоу сложнейшую загадку - опуститься на морское дно и почувствовать зачинщика.
- Виноват исчезающий вид - бомж подводный. Мировому сообществу предстоит разобраться: чей бомж самый находчивый и глупый, решил сдать ВОЛС на металлолом (не подозревая, что она из стекловолокна) и заработать - ведь медные наземные кабели кончились.
Вряд ли в ближайшее время мы узнаем, кто виноват в обрывах подводных ВОЛС. Но независимо от того, кто портит кабели - китайцы, Илон Маск, Россия или лох-несское чудовище, с новой силой на рынок выходят три альтернативных маршрута пропуска трафика. Сухопутный через Россию - с самой короткой задержкой. В отличие от подводного, сухопутный кабель легче ремонтировать. И тогда в выигрыше от ситуации с обрывами окажутся "Ростелеком", "МегаФон", "ТрансТелеКом", МТС и прочие российские операторы связи. Другой маршрут - через Индийский океан: второй по длине и с самой короткой задержкой трафика после сухопутного. И третий маршрут - самый длинный и с самой большой задержкой трафика через два океана: из Европы в Азию, через Тихий океан, территорию США и Атлантический океан. Там про обрывы никто не слышал - хотя бы из-за больших океанских глубин их устроить сложнее.
