"Росатом" перевел водоканал Белгородской области на цифровое управление
АО "Росатом Инфраструктурные решения" (РИР, входит в Госкорпорацию "Росатом"), Министерство цифрового развития Белгородской области и ГУП "Белоблводоканал" завершили внедрение автоматизированной системы "Цифровой водоканал".
Основные результаты внедрения ― минимизация потерь в сетях, предотвращение аварийных ситуаций, повышение эффективности и качества водоснабжения. С момента запуска системы обработано около 41 тысячи заявок на выполнение планово-предупредительных, аварийно-восстановительных и других работ, в том числе на основании 38 тысяч обращений граждан и юридических лиц.
ГУП "Белгородский областной водоканал" обеспечивает качественной питьевой водой и системой водоотведения областной центр и ряд населенных пунктов области. Это около миллиона человек — более 67% всех жителей региона. "Раньше диспетчеры управляли лишь 15% скважин — остальные требовали выезда бригад. Если где-то падало давление, мы отправляли электриков, механиков, оперативников — и только после этого понимали, где именно нужно вмешательство. Теперь специалист видит картину и направляет тех, кто нужен, туда, где действительно есть проблема", — отмечает заместитель директора по производству и развитию предприятия Евгений Белов.
РИР выступил разработчиком и системным интегратором проекта. Система включает модули прогнозной аналитики, построенные на технологиях машинного обучения. Она автоматически сигнализирует о потенциальных сбоях, сообщает, где требуется вмешательство, и отслеживает состояние оборудования. В результате сокращено количество объездов и повышена оперативность реагирования на инциденты. К настоящему моменту к системе подключены 184 скважины, 23 насосные станции, 11 станций водоподготовки, 17 диктующих точек. Данные по давлению, расходу воды, температуре и состоянию оборудования поступают в режиме реального времени: диспетчер видит общую картину и может оперативно принять обоснованное решение.
Проект состоял из четырех этапов. Последний этап длился с 1 августа 2024 года и включал в себя монтаж и наладку оборудования на 235 производственных объектах, внедрение модулей "Анализ балансов" и "Анализ режимов" и еще одного цифрового продукта РИР ― ПО "Инфраструктурная IoT-платформа", а также создание гидравлической модели.
"Вместе с командой водоканала мы начали этот проект с анализа потребностей и наиболее острых проблем. Сначала были выбраны пилотное зоны, где платформу опробовали на ограниченном числе объектов, затем расширили до всех скважин. Постепенно добавили модули прогнозирования, контроля энергопотребления и мобильной работы. Такой подход позволил максимально точно встроить цифровизацию в процессы. Проект продолжил развиваться даже в сложных условиях для региона, и особенно приятно, что заказчики уже сейчас видят реальные эффекты и отмечают удобство в решении ежедневных задач", ― отмечает Дмитрий Крашенинников, директор проектного офиса "Цифровое ресурсоснабжение" РИР.
Проект реализован при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Автоматизированная информационная система "Цифровой Водоканал" в ГУП "Белоблводоканал" была разработана специалистами РИР на основе собственного продукта ― платформы "Цифровое ресурсонабжение", которая позволяет автоматизировать основные бизнес-процессы предприятий ЖКХ и энергетики. К настоящему моменту платформа работает на предприятиях данного сектора более чем в 10 городах. Система работает на российской операционной системе Astra Linux, использует отечественные базы данных и может быть интегрирована с российским оборудованием.
