Демо-день ИЦК "Торговля". На фото: cоветник директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Наталья Некрасова (крайняя слева), исполняющий обязанности главного директора по цифровым технологиям ПАО "Магнит" Вячеслав Кубаев (второй слева). (Фото ComNews)
С 2022 г. ИЦК "Торговля" реализовал три особо значимых проекта (ОЗП) первой волны на сумму 1,516 млрд руб. Во вторую волну ПАО "Магнит" проведет импортозамещение центра управления вызовами за 660 млн руб. Все особо значимые проекты ИЦК реализует без привлечения господдержки.
Демо-день ИЦК "Торговля". На фото: cоветник директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Наталья Некрасова (крайняя слева), исполняющий обязанности главного директора по цифровым технологиям ПАО "Магнит" Вячеслав Кубаев (второй слева). (Фото ComNews)
© ComNews
04.07.2025

Об этом на демо-дне Индустриального центра компетенций (ИЦК) "Торговля" рассказал исполняющий обязанности главного директора по цифровым технологиям ПАО "Магнит" Вячеслав Кубаев. Он напомнил, что в июле 2022 г. центр объединил лидеров отрасли — "Магнит", ПАО "Корпоративный центр ИКС 5" (X5 Group), ООО "Лента", ООО "Городской супермаркет" ("Азбука вкуса"), ООО "Домашний интерьер" (Hoff), АО "Почта России" и других участников. Таким образом началась совместная работа над анализом потребностей ритейла и оценкой возможностей обеспечения этих потребностей российским суверенным программным обеспечением (ПО).

Вячеслав Кубаев отметил, что ИЦК провел масштабную работу, которая охватила более 30 крупных процессов: "Мы разделили их на функциональные области, и для каждой из них мы оценили основные решения, представленные на российском рынке. Один из первых выводов, к которому мы пришли, - для небольших предприятий розничной торговли базовые потребности в целом удовлетворены. Для каждого процесса было найдено по три-четыре решения от участников рынка, которые подтвердили их работоспособность и функциональность. Однако, когда мы перешли к потребностям крупных игроков, ситуация изменилась. Для компаний с уникальными бизнес-процессами и высокими ожиданиями от нефункциональных требований, таких как производительность и отказоустойчивость, количество подходящих решений значительно сократилось", - сказал Вячеслав Кубаев.

Он доложил, что в 2023 г. "Магнит" и X5 Group запустили два проекта по импортозамещению программ лояльности: "Оба проекта были профинансированы за счет собственных средств: "Магнит" вложил 760 млн руб. а X5 Group — 730 млн. Разработчики — ООО "М Софт" и ООО "Лоймакс" — успешно локализовали и внедрили программы. В 2024 г. Hoff представил проект по порталу поставщика, разработанный ООО "Бонапарт", вложив 26 млн руб. Теперь мы приступаем к локализации колл-центра внутри розничной сети "Магнит", который будет реализован ООО "Наумен Консалтинг" за счет вложенных 660 млн руб. без государственного софинансирования. Этот проект войдет в планы второй волны особо значимых проектов ИЦК "Торговля" (Замещение программно-аппаратного комплекса CISCO). Почти все участники вели внутренние программы импортозамещения системно по различным направлениям."

https://www.comnews.ru/content/239497/2025-06-02/2025-w23/1007/zaversheny-66-osobo-znachimykh-proektov-pervoy-volny

Вячеслав Кубаев продолжил: "Мы гордимся начатыми флагманскими проектами. Один из них — локализация и импортозамещение центра обработки вызовов. Также гордимся тем, что мы перешли на отечественную платформу: проект по внедрению программы лояльности Manzana уже реализован. Ее используют 80 млн россиян. Программа охватывает более 30 тыс. торговых точек. В проекте участвуют многочисленные партнеры. Мы также успешно перенесли многие сервисы в российские облака. Это касается и инфраструктуры, и хранения данных. Параллельно мы занимались импортозамещением в сфере электронного документооборота. После завершения этих проектов мы пришли к выводу, что устранили большинство критических уязвимостей, связанных с зарубежными решениями".

Заместитель директора департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг) Иван Кузьменко напомнил, что в периметре министерства действуют 16 ИЦК, и один из них — ИЦК "Торговля": "Этот центр занимает одно из ведущих направлений, достигнув 40% уровня цифровой зрелости по методике Минпромторга. Однако на этом останавливаться нельзя. Согласно указу президента, к 2030 г. цифровая зрелость должна достичь 90%. У нас есть все возможности для этого. На данный момент текущая экономическая ситуация, связанная с кадровым потенциалом и производством, кажется немного исчерпанной. В этом случае необходимы кардинальные решения, которые позволят двигаться не просто вперед, а вверх. Проекты, которые инициируются в торговле, имеют именно такой кардинальный характер и позволяют нам развиваться. Важно, чтобы мы, как потребители, ежедневно ощущали результаты этой работы".

Советник директора Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Наталья Некрасова отметила, что все отрасли так или иначе были готовы к импортозамещению или, по крайней мере, понимали, что это их ждет: "В торговле такой подготовки не было. Конечно, в 2022 г. пришлось срочно адаптироваться, и это удивительно, но процесс не остановился. Мы видим, что белых пятен, как мы привыкли, больше нет. По каждому направлению есть решения".

Вице-президент по ИТ "Азбуки Вкуса" Юлия Золотарева сообщила, что изначально компания ориентировалась на зарубежные облачные решения, которые несли риски потери данных и внезапного отключения: "Затем фокус сместился на системы, где нет команды сопровождения и развития. За последний год мы заменили видеоконференцсвязь (ВКС) и мессенджер, решения по управлению проектами, трекинг задач, базы знаний, идет миграция почтового решения. Мы значительно расширили круг партнеров, с которыми работаем. Если раньше выбор был вынужденным, то теперь у нас есть конкурентоспособные продукты, отвечающие всем требованиям и стандартам информационной безопасности. Например, в случае с почтой мы долго ждали, пока будут выполнены все необходимые условия, и сейчас находимся в пилотном проекте по миграции на новый портал. Одной из крупных историй по импортозамещению стало внедрение DWH (Data Warehouse) — специализированной системы для хранения и управления большими объемами данных из разных источников. Это позволяет анализировать информацию и строить отчеты".

Главный архитектор ООО "Лента" Василий Волков поделился, что изначально в компании использовалось около 30% отечественного ПО: "За полгода в 2022 г. этот показатель вырос до 40%, так как мы были вынуждены отказаться от решений, требующих лицензирования, доступа или миграции с иностранных облаков на российские. В течение следующих 2,5 лет мы достигли еще 10% и теперь приближаемся к отметке в 50% использования российского ПО в нашей инфраструктуре".

Василий Волков рассказал о разделе с технологическим суверенитетом в целевой архитектуре "Ленты": "В нем четыре пункта. Первый – импортозамещение. Мы не рассматриваем иностранный софт. Второй – отказ от моновендоров. На российском рынке разработчики часто создают решения, которые зависят от одного вендора. Выбрав такое решение, мы тоже становимся зависимыми от него. Третье - мы не идем в узконаправленные технологии, где мало специалистов, чтобы не попасть в зависимость. И четвертый пункт - нам важна доступность исходного кода".

https://www.comnews.ru/content/238020/2025-02-28/2025-w09/1007/martovskiy-kod-osobo-znachimye-proekty-ick-poluchat-12-mlrd-rub-gosudarstva-do-konca-mart

Новости из связанных рубрик