Счетная палата оценила эффективность расходов на устранение цифрового неравенства
Счетная палата по предложению Совета Федерации проверила эффективность бюджетных расходов на оказание населению универсальных услуг связи в части доступа к интернету и сотовой связи. Проверка показала, что средства федерального бюджета, направленные на эти цели в 2021-2023 гг., расходовались недостаточно эффективно, в том числе не соблюдались основные принципы оказания универсальных услуг связи, установленные Законом о связи.
"Оператором универсального обслуживания на всей территории России является Ростелеком, с которым у Минцифры заключен договор на оказание универсальных услуг связи. В соответствии с Законом о связи эти услуги должны были предоставляться жителям населенных пунктов численностью от 100 до 500 человек, в которых отсутствуют иные источники связи. Однако проверка показала, что на момент начала оказания услуг в 154 населенных пунктах число жителей не соответствовало установленному диапазону, а в 496 поселениях – аналогичные услуги связи уже предоставлялись другими операторами. Таким образом, средства федерального бюджета на сумму около 3 млрд руб. использованы с нарушением принципов, установленных законодательством".
Как было установлено в ходе проверки, основными причинами допущенных нарушений стали некачественное планирование мероприятий и недостаточный контроль за ходом их реализации со стороны Минцифры, а также ненадлежащее выполнение Ростелекомом своих обязательств по договору. В ряде случаев предусмотренные договором услуги были оказаны несвоевременно, при этом Минцифры не были приняты меры ответственности к Ростелекому.
Также проверка выявила факты, свидетельствующие о низкой востребованности у населения точек доступа Wi‑Fi. Так, в 1056 населенных пунктах отмечено нулевое или около нулевое значение потребления трафика и малое количество активных пользователей. Основные причины низкой востребованности – наличие сотовой связи в 96 % населенных пунктов и ограниченность радиуса действия точек доступа Wi-Fi (около 100 метров). Кроме того, в некоторых населенных пунктах точки доступа не работали в течение длительного времени ‑ от одного до восьми месяцев.
В то же время услуги сотовой связи у населения востребованы значительно больше. Качественная сотовая связь обеспечена в 99,7 % населенных пунктах. Исключение составляют отдаленные населенные пункты, где услуги предоставляются через спутниковые каналы, однако скорость передачи данных там часто не превышает 2 Мбит/с.
По результатам проверки Счетная палата направила Минцифры и Ростелекому представления с требованием устранить выявленные нарушения и недостатки.
