Мошенники из Telegram и WhatsApp перетекли в трубу

ООО "Т2 Мобайл" (T2) зафиксировало резкий прирост мошеннического трафика с международных номеров: за неделю показатель заблокированных вызовов увеличился в пять раз по сравнению с прошлой и с другими неделями.
"Мошенники используют звонки с присвоением международной нумерации как альтернативу вызовам с подменой номера, которые эффективно блокирует антифрод-платформа. Лидером антирейтинга стран, чью нумерацию использовали мошенники, стала Великобритания. Десятикратно отстают от Великобритании Кипр, Мальта и Швейцария. Количество заблокированных вызовов из Великобритании и Австрии выросло в 14 раз. Прежде это были экзотические страны: Танзания, Гватемала, Сейшелы", - рассказала пресс-служба Т2.
При этом на внутрироссийском трафике, поступающем на сеть Т2, количество попыток вызовов с подменой А-номера (номера звонящего) выросло на 15%. В последние дни Т2 ежедневно блокирует более 24 млн дополнительных вызовов с подменой А-номера на нумерацию РФ.
Неделей ранее, 13 августа, Роскомнадзор частично ограничил звонки через Telegram и WhatsApp*. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, эта мера должна помочь снизить количество звонков мошенников.
"Судя по динамике в традиционном канале, очевидно, что мошенники вынуждены искать альтернативные каналы взамен мессенджеров", - сообщила пресс-служба Т2 корреспонденту ComNews.
Пресс-служба ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") отмечает, что мошенники ощутимо меняют тактику: в мессенджерах количество их звонков за неделю снизилось примерно на 70% (11-12 августа по сравнению с 4-5 августа). Наибольший рост "Билайн" зафиксировал в международном направлении: объем мошеннической активности через звонки из-за рубежа увеличился на 83%.
"Все такие попытки блокирует наша антифрод-система. Злоумышленники продолжают искать новые каналы, но комплексная защита "Билайна" позволяет клиентам оставаться в безопасности - независимо от того, в каком виде проявляется атака", - добавила пресс-служба "Билайна".
Однако ООО "Сбербанк-Телеком" (виртуальный оператор "СберМобайл", дочерняя компания ПАО "Сбербанк России") похожего тренда не отмечает. "Мы не фиксировали всплеска мошеннических звонков за последнюю неделю. Услуга "Хранитель" от "СберМобайла" блокирует мошеннические звонки как с российских номеров, так и с международных", - сообщила пресс-служба "СберМобайла".
Пресс-служба Роскомнадзора заявила, что итоги подводить пока рано.
"Ограничение звонков в WhatsApp и Telegram оказалось эффективным средством борьбы с мошенничеством в этих мессенджерах. Злоумышленники вынуждены искать другие каналы, и в условиях борьбы и регулятора, и операторов с неправомерным использованием отечественных номеров мошеннический трафик перекидывается на зарубежные номера. Пресекать такой трафик, по крайней мере частично, будет возможно путем его динамического анализа, выявления аномалий и соответствия паттернам, которым следуют противоправные звонки", - считает генеральный директор исследовательского агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин находит связь между ростом мошеннического трафика из-за рубежа и
"С учетом того, что звонков мошенников с зарубежных SIM-карт стало больше, то, скорее всего, такая мера может вступить в силу уже скоро. В этом случае автоматически для всех пользователей звонки с иностранных номеров станут заблокированы. Это решение совпадает с ограничениями звонков в WhatsApp* и Telegram. Общаться станет сложно. Это неправильно. Но это не означает закрытие страны - речь идет о действиях конкретных политических групп", - считает Эльдар Муртазин.
Решение Роскомнадзора ограничить звонки Эльдар Муртазин назвал неэффективным - звонки через мессенджеры мошенники использовали как один из каналов, но он не был основным, поэтому говорить о победе над мошенниками, по его мнению, нельзя.
"Антифрод блокирует звонки с международных номеров, если известно, что они принадлежат мошенникам. Но все же Антифрод не так эффективен для борьбы с мошенническим трафиком из-за рубежа, потому что он не определяет подменные номера", - объяснил Эльдар Муртазин.
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов в июне 2025 г. оценивал убытки россиян от мошенничества за прошедший год примерно в 240 млрд руб. Он говорил о том, что за первые месяцы текущего года этот показатель вырос на десятки процентов. По оценкам Станислава Кузнецова, общие потери граждан в конце года достигнут порядка 340-350 млрд руб.
По мнению Эльдара Муртазина, эффективность мошенников повысилась из-за того, что с 2024 г. россияне стали гораздо чаще использовать VPN-сервисы, в том числе бесплатные - они собирают данные о трафике пользователя и продают их.
Пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ПАО "МегаФон" не прокомментировали ситуацию.
* Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ
