Image from 123rf.com
Холдинг Softline, в лице ООО "Группа Борлас", купил контроль в капитале ООО "БерингПойнт", которое специализируется на ИТ-консалтинге. После трехлетней судебной тяжбы с группой компаний "Сегежа" Арбитражный суд города Москвы 27 мая 2025 г. взыскал в ее пользу с "БерингПойнта" 440 млн руб. Это вынудило собственников "БерингПойнта" продать часть компании.
© ComNews
03.10.2025

По данным ФНС, в 2024 г. выручка ООО "БерингПойнт" составила 1,91 млрд руб., в 2023 г. превысила 1,72 млрд руб., а в 2022 г. была немногим более 1,51 млрд руб. При этом чистая прибыль компании за те же годы составила 197,03 млн руб., 88,19 млн руб. и 46,78 млн руб. соответственно. Таким образом, чистая прибыль "БерингПойнт" за три последние года (332 млн руб.) не позволила бы компании рассчитаться с "Сегежей" по арбитражному решению.

Примечательно, что первым исковое заявление к ПАО "Группа компаний "Сегежа" подал "БерингПойнт": это произошло в конце 2022 г., а в январе 2023 г. Арбитражный суд города Москвы возбудил производство по этому делу. "БерингПойнт" попытался взыскать с "Сегежи" задолженность в размере 390,46 млн руб. и неустойку за просрочку платежей - еще 445,31 млн руб.

Однако последующее арбитражное разбирательство повернулось против истца, и в итоге по решению Арбитражного суда города Москвы "БерингПойнт" был вынужден заплатить "Сегеже" 440 млн руб. пятью траншами - последний транш (80 млн руб.) консалтинговая копания должна была перечислить еще 29 августа 2025 г. Рассчитался ли "БерингПойнт" с "Сегежей" на деле, неизвестно: представитель пресс-службы "Группы Сегежа" не ответил на вопросы корреспондента ComNews.

Поводом для судебной тяжбы стал договор на объединение бизнес-процессов на базе единой платформы SAP S/4HANA, который "Сегежа" подписала с "БерингПойнтом" в сентябре 2019 г. Стоимость того договора составила 1,13 млрд руб. (без учета НДС). Наряду с внедрением модулей SAP этот договор предполагал интеграцию SAP с системой управления нормативно-справочной информацией 1С:MDM и иными системами. Заказчик доказал в суде, что "БерингПойнт" допустил просрочку по четырем этапам - на 49, 59, 61 и 260 дней.

ООО "БерингПойнт" было создано в Москве в декабре 2001 г. Его учредителем выступила глобальная консалтинговая компания KPMG Consulting. В 2002 г. KPMG поглотила 23 дочерних фирмы обанкротившегося конкурента - Arthur Andersen, переименовав это направление бизнеса в BearingPoint. В 2009 г. BearingPoint подала в США заявление о банкротстве, в ходе которого ее европейский бизнес (включая и "БерингПойнт") выкупили менеджеры, которые организовали Партнерство BearingPoint - и в ноябре 2009 г. собственником ООО "БерингПойнт" стала германская фирма BearingPoint GmbH. В 2013 г. 100% долей в ООО "БерингПойнт" перешли к BearingPoint Holding B.V. (Нидерланды), а в апреле 2016 г. владельцем "БерингПойнта" стало ООО "БП Партнеры", которое создали три российских менеджера этой компании: Константин Попов, Александр Зюзюкин и Сергей Ткаченко.

По данным ЕГРЮЛ и сервиса Kartoteka.ru, до сделки с Softline структура собственности ООО "БерингПойнт" была такой: управляющий партнер компании Константин Попов - 63,64% уставного капитала, партнер Александр Зюзюкин - 27,27% и партнер Сергей Ткаченко - 9,09%. Как следует из данных ЕГРЮЛ, 30 сентября 2025 г. ООО "Группа Борлас" купила 50,99% долей в ООО "БерингПойнт", а доли трех партнеров уменьшились примерно вдвое: теперь у Константина Попова - 31,19%, у Александра Зюзюкина - 13,37%, а у Сергея Ткаченко - 4,45%.

"Группа Борлас" принадлежит "Софтлайну" не полностью. В июле 2023 г. группа Softline (в лице ООО "Софтлайн Безопасность") купила 50,1% долей в капитале ООО "Борлас АФС" - материнской структуре для ООО "Группа Борлас", 44,9% долей сохранил бывший владелец "Борласа" Алексей Ананьин, а 5% получил Дмитрий Кичко из ООО "Эдит Про".

https://www.comnews.ru/content/227406/2023-07-13/2023-w28/softline-priobrela-kontrolnyy-paket-gk-borlas

До конца 2023 г. "БерингПойнт" действовал в России и СНГ под брендом BearingPoint, но затем европейская компания BearingPoint Holding B.V. потребовала его сменить, и с 1 января 2024 г. "БерингПойнт" работает под маркой BeringPro. Мало того, BearingPoint Holding B.V. даже заблокировала доступ к своему интернет-сайту из России.

Детали сделки

Директор департамента по слияниям и поглощениям ПАО "Софтлайн" Максим Русских рассказал, что сделка прошла по мультпликатору 4X EV/EBITDA. По его словам, большая часть инвестируемых средств пошла на снижение долговой нагрузки и на инвестиции в "БерингПойнт". Он отметил, что переговоры о покупке начались весной 2024 г., и компании заложили 20%-ный рост на следующие пять лет.

Отвечая на вопросы корреспондента ComNews, Максим Русских сказал, что "БерингПойнт" присоединился к "Борласу" в рамках программы "Софтлайна" по созданию кластеров при приобретении новых компаний. По его словам, если в материнской компании существует якорный актив с хорошей экспертизой, высокой компетенцией и между ним и новой компанией хорошие отношения, то логично сделать правильную юридическую структуру. "Ею проще управлять, ее транспарентность выше, и она может получить единый KPI, а не конкурировать друг с другом", - пояснил директор департамента M&A "Софтлайна".

Он также отметил, что покупка предполагает полное сохранение команды "БерингПойнта", всему руководству и сотрудникам гарантированы сохранения пакетов и долгосрочная мотивация, аналогичная той, что есть у других сотрудников "Софтлайна". Это подтвердил управляющий партнер BeringPro Константин Попов: он отметил в разговоре с корреспондентом ComNews, что продажа контрольной доли в компании не затронет ее менеджмент и структуру управления. Он сообщил, что Татьяна Бархатова останется на посту генерального директора ООО "БерингПойнт", и добавил: сделка подразумевает, что нынешнее руководство компании остается как минимум на три года.

"До 2022 г. мы следовали за спросом на рынке, и он всегда был очень понятен - SAP и Oracle. Это был понятный пайплайн, благодаря которому мы начинали год, будучи законтрактованными на 90%, а иногда и на 100%. Это было удобно и предсказуемо, но когда все начало меняться, мы поняли, что нам нужно диверсифицировать воронку продаж. Это присоединение для нас - оптимальный вариант. Это часть тенденции на укрупнение рынка", - заключил Константин Попов.

Новости из связанных рубрик